Новый устав сохраняет в главных чертах прежнюю систему деления учебных заведений на разряды и их взаимного подчинения, прибавляя только точное разделение низших училищ на два разряда – приходских и уездных. По второму парафграфу устава «Приходские училища подчинены Начальствам, т.е. Штатным Смотрителям училищ уездных, а сии Губернским Директорам училищ, как Начальникам Гимназий; определенное число Гимназий, со всеми подведомственными оным училищам, составляет Учебный Округ, под непосредственным управлением одного из Университетов». Другие параграфы устава поясняют, что в случае существования в губернии нескольких гимназий для управления низкими училищами выбирается одна из них, которая и именуется «губернской». Университет для управления округом образует «училищный комитет», который в свою очередь подчиняется попечителю округа – все это согласно с прежним уставом.
Зато в строе самих гимназий новый устав производит коренные изменения. Вместо четырехлетнего курса и четырех классов он устанавливает в гимназиях семилетний курс и семь классов. Он увеличивает число классных должностей при гимназиях и изменяет строй гимназического управления. Он слишком вдвое увеличивает оклады чиновников гимназий и вообще гимназический бюджет. Он дает обдуманный выбор предметов гимназического курса и устанавливает определенный порядок учебных занятий.
По новому уставу при гимназии установлены следующие должностные лица по учебной части: 1) почетный попечитель (Vкласса), избираемый на три года дворянством губернии и представляемый министром нар. Просв. На Высочайшее утверждение; 2) директор (VIIкл.), избираемый университетом и утверждаемый министром нар. Просв; 3) инспектор (XIIIкл.), избираемый университетом и утверждаемый попечителем округа; 4) законоучитель; 5) 10 учителей научных предметов и искусств, а именно: логики и российской словесности (1), российской грамматики и географии (1), истории и статистики (1), математики (1), высших частей математики и физики (1), латинского языка (2), немецкого языка (1), франзузского языка (10, рисования и черчения (1); для гимназий с греческим языком прибавлялась 11-я должность учителя греческого языка; учителя наук и древних языков именовались старшими и состояли в IXклассе, учителя русской грамматики (и географии), новых языков и рисования именовались младшими и состояли: учитель рисования – в XIIклассе, а прочие младшие учителя – в Xклассе; все учителя избирались и утверждались университетом.
Новый устав учреждает при гимназии две должности канцелярских чиновников – для ведения письменных дел по управлению гимназией и другими училищами дирекции. Эти должности суть: письмоводителя и писца, они существовали при нашей гимназии и раньше, равно как и должность бухгалтера, но не в силу устава 1804 года, а согласно особым распоряжениям начальства.
Вместе с изменением состава должностных лиц при гимназии новый устав внес некоторые изменения и в самое управление делами гимназией – сравнительно с уставом 1804 года и установившейся впоследствии практикой. Согласно этой практике, управление гимназией сосредоточивалось почти исключительно в руках директора, который только иногда привлекал к участию в нем совет учителей, главным образом в качестве собрания свидетелей при поверке сумм и шнуровых книг. Новый устав предоставляет совету гимназии (составленному из инспектора и старших учителей под представительством директора) очень важное участие в управлении гимназией, поручая ведению его «важнейшие дела и в особенности все, что касается до улучшения учебных заведений»; директору же поручается общий надзор за ходом жизни гимназии и инзших училищь дирекции, а также специальное управление хозяйственными делами гинмазии. В общем, несмотря на некоторую неясность редакции параграфов устава, определяющих относительную компетенцию директора и совета, в них довольно рельефно выделяется мысль, что директор есть носитель главным образом административной власти, а совет, так сказать, законодательной. Наряду с директором, общий надзор за ходом гимназической жизни предоставляется новым уставом и почетному попечителю, но без права самому делать какие-либо распоряжения; заметив какие-либо отступления от устава, он должен указывать на них директору; если на его указания не будет обращено внимание, то он представляет их университету. Инспектор гимназии, согласно уставу, является помощником директора по надзору за учебно-воспитательным делом в гимназии, и играет в управлении гимназией хотя не вполне самостоятельную, но весьма видную роль.