О ходе преподавания в 1830-х годах в архиве гимназии сохранились крайне скудные и отрывочные сведения, сводящиеся к отдельным, случайного характера замечаниям в протоколах совета и предписаниям начальства о введении некоторых учебников. Относительно 1840-х годов сведения гораздо полнее (экзаменационные ведомости, списки учебников, выданных пансионерам, программы преподавания на 1845-46 учеб. год) и бросают свет на ход преподавания и в 1830-х годах, так как при господстве одного и того же устава характер преподавания в двух десятилетиях должен был быть в основе сходным. Поэтому характеристику преподавания в изучаемом периоде мы сделаем на основании главным образом данных и эпохи 1840-х годов, но сначала укажем сохранившиеся известия от 1830-х годов.
Преподавание в 1830-х годах велось согласно учебным планам 1832 года и по печатным руководствам. Совет гимназии внимательно следил за выполнением учителями учебных планов. В журналах его весенних заседаний неоднократно встречается постановление, чтобы учителя к известному сроку окончили прохождение курсов и занялись их повторением. Инцидент с учителем француского языка бароном де-Грюше в 1836 г. (описанный в главе о деятельности совета) показывает, что совет старался не допускать со стороны учителей отступления от учебных планов, равно как и небрежного исполнения обязанностей. Он наше Грюше виновным во многих отступлениях от устава, в частности – в невыполнении требования учебных планов об упражнении учеников VIIкл. в писании французских сочинений, и предложил барону, «чтобы он преподавал твой предмет, ни в чем не отступая от распределения учебных предметов в гимназиях». Постановление совета от 25 января 1834 г. о том, чтобы учитель словесности представлял на рассмотрение совета в каждом его заседании несколько сочинений учеников VIи VIIклассов, показывает, что письменным упражнениям по русскому языку в 1830-х годах придавалось большое значение и ими руководили внимательно.
Таковы скудные указания на ход преподавания в журналах совета. Что касается учебных руководств, то о них упоминается в делах о введении новых учебников и о выписке известного количества экземпляров уже введенных руководств. То и другое совершалось через посредство окружного управления: введение новых учебников прямо, без представления со стороны советов гимназий, предписывалось для всех гимназий начальством округа (училищным комитетом или попечителем), а выписка учебников производилась через канцелярию попечителя. Такой порядок держался в течение всего периода 1833-49 г.г. В бумагах 1830-х годов упоминаются следующие учеббники, принятые в нашей гимназии: теория словесности Пенинского, логика Кизеветтера, «Начальные основания латинского языка». Беллюстина, латинское стихосложение Гримма, алгебра Погорельского, логарифмы Колета, всеобщая история Кайданова, русская история Устрялова, «Начертание русской истории» Погодина, география Штейна, физическая география Ободовского, LeconsdelectureparNoeletLaplau, учебная книга немецкого языка Геккера, немецкая грамматика Лейбрехта, греческая грамматика с хрестоматией Якобса. В журналах совета за 1836 г. упоминается, как руоводство по французскому языку, грамматика Летелье. Списки книг, выданных пансионерам в 1842 и 1843 г.г., заставляют думать, что еще в 1830-х годах, сверх поименованных руководств, в нашей гимназии еще употреблялись: пространная русская грамматика Востокова, славянская грамматика Пенинского, латинская грамматика Попова, греческая грамматика Шаде, арифметика Буссе.
Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XI. 1909 г.