Формальная успешность учеников, выражающаяся в получаемых ими баллах и переходе в высшие классы или окончании курса, как показывают экзаменационные ведомости и журналы совета, была не высока. Число окончивших курс в десятилетие 1835-1844 годов было поразительно мало: 3-5 человек в год при общем числе учеников 130-160, т.е. 2 или 3% (1835 г. = 2, 1836 = 5, 1837 = 3, 1838 = 4, 1839 = 3, 1840 = 3, 1841 = 5, 1842 = 2, 1843 = 3, 1844 = 5, тогда как в настоящее время при удлиненном курсе, оканчивает 5-6 процентов. С 1845 года % окончивших курс начинает быстро повышаться: 1845 году окончило 7(=4,1%), в 1846 году = 7(3,8%), в 1847 году = 10(4,9%), в 1848 году = 14 (7%), в 1849 году = 8 (3,7%), в среднем процент окончивших курс = 4,7, т.е. близок к современному. Количество учеников, переводимых в высшие классы, было в описываемый период тоже не велико, значительно ниже современного: в 1840-х годах оно составляло 64-65% общего числа учеников в начале годе или 68-69% числа учеников к концу учебного года, теперь же это процентное отношение в обоих случаях доходит до 91%.
О действительной успешности учеников, т.е. о высоте их познаний, в изучаемый период мы имеем мало сведений, и не можем с точностью решить, насколько действительная успешность соответствовала формальной, насколько правильно оценивалась баллами познания учеников. В протоколах заседаний совета, посвященных рассмотрению «месячных ведомостей» об успехах и поведении учеников, обыкновенно указывается ряд неуспешных учеников, по отношению к которым совет принимает исправительные меры, а иногда помещается общее заключение совета о состоянии успешности во всей гимназии, например, в такой форме: «успехи учеников вообще удовлетворительны» или «много неуспешных учеников». Такие указания отчасти опирались на мнение совета о действительной успешности учеников, т.е. их познаниях, но главным основанием для них все-таки служили отметки; значит, в них тоже главным образом отражалась формальная успешность. Более ценным источником сведений о высоте познаний учеников могут служить отзывы представителей окружного начальства, ревизовавших гимназию, но а исследуемый период таких отзывов в архиве гимназии не сохранилось, за исключением одного общего указания на впечатление попечителя Московского округа, графа Строганова, о котором есть известие, что, после обозрения гимназии, в апреле 1844 года, он изъявил благодарность как начальствующим, так и преподавателям «за найденный им порядок и надлежащее изложение предметов». Каких-нибудь отзывов о познаниях учеников нашей гимназии из источников другого рода, официальных и частных (донесения, письма, воспоминания), мы также не имеем. Не сохранилось и ученических работ того времени.
Итак, прямых указаний на действительную успешность учеников нашей гимназии в период 1833-49 годов в нашем распоряжении нет, но немаловажное значение имеет для разрешения разбираемого вопроса общее впечатление, получаемое при чтении рукописей гимназического архива. Протоколы, прошения, резолюции, доклады причастных к гимназии лиц в начале и в конце периода носят различный характер; в 1830-х годах рукописи не только учащихся, но и учащих несколько наивны и нередко безграмотны; в конце 1840-х годов они становятся обработанными, серьезными и вполне удовлетворительными по строю речи и соблюдению орфографии. Ясно, что умственный уровень гимназической корпорации – включая учащих и учащихся – быстро повышался. Отсюда можно сделать довольно вероятный вывод о состоянии познаний учеников в отдельные эпохи изучаемого периода: знания учеников были слабы в 1830-х годах и стали удовлетворительными, а, может быть, и хорошими, — в 1840-х годах.
Поднятие успешности учеников, или, по крайней мере, поддержание ее на должной высоте – составляло, конечно, всегда главную заботу педагогического персонала гимназии, и проявление этой работы составило не мало следов в документах гимназического архива, особенно в журналах совета гимназии. Меры для поднятия или поддержания успешности были весьма разнообразны как по их значению в гимназической жизни, так по их авторам и объектам. Не говоря уже о самой основной мере – совершенствовании методов и приемов преподавания со стороны самих учителей, о чем мы не имеем точных сведений, — можно назвать такие категории мероприятий: 1) общие улучшения в постановке преподавания, производимые советом; 2) награды и поощрения; 3) исправительные меры; 4) особые мероприятия. Меры 2-й и 3-й категории различались по более или менее общему характеру в отношении учеников, а также по тому, от кого они исходили (совет, начальство, учителя). Большая часть названных мероприятий будет рассмотрена в других главах (поведение учеников, деятельность совета) – по тесной связи их с другими вопросами: в настоящей главе я рассмотрю только такие, которые были направлены исключительно к поднятию успешности учеников при данной постановке учебного дела, т.е. некоторые меры 2-й, 3-й и 4-й категории.
Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XI. 1909 г.