По 144 параграфу устава в гимназиях преподаются следующие предметы: 1) Закон Божий, священная и церковная история; 2) российская грамматика, словесность и логика, 3) языки: латинский, немецкий и французский, 4) математика до конических сечений включительно, 5) география и статистика, 6) история, 7) физика, 8) чистописание, черчение и рисование.
По 145 параграфу: В гимназиях, состоящих при университетах, обучают и языку греческому. По мере нужды и возможности преподавание оного будет вводимо и в прочие губернские гимназии.
Выбор предметов, как видим, близко соответствует тому, который был установлен министерским распоряжением 5 июня 1819 г., только по уставу 1828 г. Исключены прикладная математика, естественная история, а риторика заменена русской грамматикой и словестностью. Но капитальная разница между двумя законоположениями заключается в том, что в первом гимназический курс рассматривался как непосредственное продолжение курса уездного училища, а во втором он поставлен совершенно самостоятельно, кроме того, распоряжение 5 июня только намечало в общих чертах состав курса, а устав 1828 года дал точно установленные учебные планы предметов и определенную таблицу уроков.
В этой таблице число уроков новых языков в старших классах (IV-VII) обозначено одной цифрой для обоих предметов, что означает, что в этих классах учащиеся обучаются только одному из новых языков, по выбору. Урок черчения в VII классе по учебным планам 1832 года назначен на математику.
В этой таблице уроков бросается в глаза преобладание словесных предметов над математическими и реальными и особенно – большое количество уроков древних языков, что придавало гимназическому курсу явно классический характер. Впрочем, как показывают дальнейшие события, эта таблица уроков не считалась незыблемо установленной, и скоро стала подвергаться изменениям. В нашей гимназии уже в 1838-39 учебном году была введена другая таблица (предлож. Попечителя от 6 октября 1838 г.), значительно разнящаяся от приведенной. В ней было сокращено число уроков греческого языка (до 3 вместо 5 в каждом классе), оба новые языка сделаны обязательными, начало преподавания географии отодвинуто в III классе. Позднее были и другие перемены в таблице уроков.
Учебные планы к уставу 1828 года, изданные в 1832 году, по объему и распределению курсов отдельных предметов близко подходят к современным, насколько это возможно при различии в числе классов. Значительные особенности заметны только в следующих курсах.
Российская словесность: главную часть курса составляла теория словесности (риторика и пиитика), изучаемая в V, VI и VII классах; история словесности проходилась кратко в VII классе.
Математика: для изучающих греческий язык учеников гимназии курс математики, соответственно малому числу уроков, был весьма не полон и состоял из арифметики (I и II классы), алгебры – до урав. 2-й степени (III класс) и геометрии (IV-VII классы). Вся алгебра проходилась в III классе! Математическая география, считаемая отделом географического курса, изучалась в V классе.
История: весь курс русской истории изучался в VII классе, а в III-VI классах проходилась всеобщая история, при чем в III классе в виде краткого обозрения.
Греческий язык: курс состоял из грамматики, переводов (с греческого на русский и латинский и с русского на греческий, чтения христоматии (Якобса) и Одиссеи (изд. Ижевского).
Из учебных планов отдельных предметов всего обширнее и лучше разработан план преподавания латинского языка, как и должно быть при классическом характере курса; из латинских авторов в плане указаны те же, которые читаются ныне, за исключением Овидия.
Распределение занятий по частям года и дня, согласно уставу 1828 года, было следующее. Ученье в гимназиях продолжается во весь год, за исключением летней вакации, длящейся месяц; начало и конец ее устанавливаются университетом. Ежедневные классные занятия продолжаются 6 часов: два урока (по 1 ½ часа) до обеда и два после обеда; по средам в старших классах ( IV – VII) бывает всего два до-обеденных урока.
Переводные испытания, впервые введенные уставом 1828 года, должны были происходить в начале учебного года, после каникул, то есть в августе месяце, а окончательные испытания для учеников VII класса – в конце учебного года, в июне. По окончании переводных испытаний устав предписывает производство торжественного акта. Вполне определенные правила о производстве испытаний вышли не одновременно с уставом 1828 года, а позднее: они были утверждены министром народного просвещения 29 января 1837 года.
Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XI. 1909 г.