Иное мы видим в распределении экзаменов по дням за отдельные годы. Здесь мы находим большое разнообразие в отношении порядка предметов, их соединении и разделения по дням. Отсюда проистекала и различная продолжительность времени испытаний. Для примера сравним расписание испытаний VII класса за 1847 и 1848 гг.
1847 год
1 июня
• 2. Закон Божий
• 4. Русский язык
• 6. Сочинение на русском языке.
• 7. Математика.
• 9. Математика и физика
• 11. Латинский язык.
• 13. Перевод с русского языка на латинский, греческий, французский и немецкий языки.
• 14. Греческий, французский и немецкий языки.
• 16. История.
• 18. История
• 21. География и космография.
Начало испытаний в 4 часа пополудни.
1848 год.
1 июня
• 2 и 5. Закон Божий.
• 4. Русское сочинение.
• 7 и 9. Русский язык
• 12 и 14. Математика и физика
• 11. Перевод с русского языка на латинский, греческий, французский и немецкий
• 16 и 19. История всеобщая и русская.
• 21. Латинский и греческий языки.
• 23. Немецкий и французский языки.
• 26. География и космография.
Начало испытаний кроме последнего в 3 ½ часа пополудни, а последнего – в 9 часов утра.
В двух расписаниях смежных годов мы и то находим значительную разницу: в первом испытании по Закону Божию и русскому языку (устное) занимают по одному дню, во втором – по два; в первом греческий язык, как предмет испытания, присоединен к новым языкам, во втором – к латинскому языку, в первом русское сочинение идет после устного экзамена по русскому языку, во втором раньше. Много, однако, в двух расписаниях и сходных черт, притом сильно отличающих их от современных расписаний окончательных испытаний не только в гимназиях, но и вообще в средних учебных заведениях. Таковы: 1) отсутствие резкого разделения письменных испытаний от устных; теперь эти два рода испытаний составляют две последовательные ступени, и подвергающийся испытаниям может приступить ко второй ступени (устной), только благополучно пройдя первую (письменную); в описываемый же период испытания двух родов были смешаны в одну группу; 2) отсутствие письменного испытания по математике и лишние, по сравнению с нынешним кругом испытаний, устные испытания по физике, космографии и географии; 3) разделение испытаний по одному предмету на два дня (математика, история); 4) соединение в один день письменных испытаний по всем иностранным языкам.
Все эти черты, отличающие испытания 1840-х годов от более поздних, были характерными следствиями господствовавшей тогда и отличной от нынешней системы гимназического преподавания, системы, основанной на устных ответах учеников, а не на письменных работах, и не признающей столь резкого, как впоследтвии, деления предметов курса на главные и второстепенные. Первое свойство системы преподавания сказывалось на распределении экзаменов тем, что письменным испытаниям не придавалось особого решающего значения, а благодаря второму свойству – устные испытания производились по всем предметам курса и растягивались на два дня или соединялись в один день соответственно не чину предмета, а сложности проверки приобретенных по нему учениками познаний (разделение испытания по истории на два дня и соединение в один день испытаний по языкам).
С какой строгостью производились окончательные испытания, какие предъявлялись на них требования, мы не знаем, так как не сохранилось ученических ответов. По расписаниям экзаменов и выставленным за них баллам можно думать, что устные испытания производились строже современного, а письменные слабее.
Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XI. 1909 г.