Жизнь быстро показала несостоятельность устава гимназий 1804 года. Обширность и энциклопедичность гимназического курса, введенного этим уставом, на практике прводили к тому, что некоторые предметы курса вовсе не проходились в гимназиях, другие проходились крайне поверхностно, и в результате учащиеся не получали не только всестороннего, но и вообще сколько-нибудь основательного среднего образования.
Эти указания школьного опыта уже сами по себе должны были навести правительство на мысль о необходимости реформы в уставе 1804 г., но были и другие причины, действовавшие в том же направлении. Взгляды руководящих слоев русского общества на задачи школьного образования значительно изменились в течении первой четверти XIX века. В начале его высшее русское общество жило еще взглядами екатерининской эпохи выработанными под влиянием своеобразно усвоенных в России идей французской просветительной литературы. Сущеность образования вообще и школьного в частности это общество полагало в «просвещении ума и сердца» посредством усвоения возможно большого числа «просвещенных» мнений и правил касательно различных сторон жизни, особенно тех, которые отражались в науках, литературе и искусствах. Отсюда вытекало требование энциклопедичности для школьного образования. После эпохи Наполеоновских войн, когда и западно-европейская мысль приняла новое течение и многие представители русского общества лучше ознакомились с основами западно-европейского образования, более развитые русские люди стали понимать сущность образования, особенно школьного, иначе. Тогда сущность среднего школьного образования стали полагать в усвоении прочных, хотя и элементарных познаний по немногим предметам, признанным общеобразовательными, и в той степени умственного развития, которая приобретается благодаря сознательной и систематической работе над усвоением указанных знаний. Под влиянием описанных явлений умственной жизни высших слоев общества, в правительственных кругах должна была не только возникнуть мысль о реформе гимназического устава, но и принять в своей разработке определенное направление.
Характер задуманной реформы – по отношению к выбору предметов гимназического курса – можно, выражаясь сжато, назвать классическим. Преобладающее значение в гимназическом курсе отводилось словесно-историческим наукам с древними языками во главе, когда как по уставу 1804 года ни одна группа наук не имела преобладающего значения, а в школьной практике – при действии этого устава – сравнительно более выделялись науки математические и реальные.
Подготовительным шагом к введению классической реформы в курсе гимназий явилось министерское распоряжение от 5 июня 1819 года, сокращавшее число предметов гимназического курса и рекомендовавшее введение греческого языка. Оно представляло собой применение в виде общей для гимназии меры тех преобразований, которые были сделаны в 1811 г. в гимназиях С.-Петербургского округа, благодаря стараниям его попечителя гр. Сергея Семеновича Уварова. Под сильным влиянием того же гр. Уварова, бывшего позднее товарищем министра народного просвещения, был выработан новый устав гимназий и низших училищ, сообщавший гимназическому курсу словесно-классический характер. Этот устав был Высочайше утвержден 8 декабря 1828 года под следующим наименованием: «Устав Гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского»; в истории русского просвещения он известен под названием «Уваровского».
Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XI. 1909 г.