Относительно 1840-х годов, как уже было указано, сведения о ходе преподавания и об учебниках гораздо полнее. Главным источником их служат программы преподавания на 1845-1846 год, представленные директору учителями и им приведенные в систему. При них указаны и употребляемые учебные руководства. Сделаем обозрение преподавания отдельных предметов в 1845 году на основании этого документа.
Закон Божий (законоучитель свящ. Богородицкий). I кл.: свящ. История Ветхого Завета (учебник Богданова), IIкл.: свящ. История Нового Завета (учебник свящ. Истории для народных училищь); дополнительные объяснения преподавателя делаются по руководству «Чтения из книг св. Писания» и «Священной истории». Филарета. III и IV классы: катихизист (руководство Филарета). V и VI классы: история христианской церкви (учебник Богданова), VII кл.: обязанности христианина по учению православной церкви (руководство Кочетова). В VI кл. предполагалось еще обязательное чтение св. Писания.
Русский язык (в I и II кл. младш. Уч. Ремизов, в III-VIIкл. старш. Уч. Безсонов).
I класс: практическое изучение грамматики по методу, изложенному в соч. Буслаева «О преподавании отечественного языка».
II кл.: подробное изучение этимологии (руководства (?) Востокова, Греча и Буслаева). В обоих классах I (из 3) урок в неделю употребляется на письмо под диктовку, заучивание басен и других отрывков и разбор их логический, вещественный и грамматический.
III класс: синтаксис простого предложения, выводимый из разбора басен Крылова и др. отрывков, при помощи грамматики Востокова. В IVкл. – синтаксис сложного предложения по тому же руководству, выводимый из разбора глав. Образом отрывков из Карамзина; правила русского стихосложения (руководство Пенинского); граммтика ц.-славянского языка – на основании разбора текстов (руководство Пенинского). Письменные упражнения в IIIи IVклассе состоят: в письме под диктовку и составлении на дому описаний, рассказов и примеров на синтаксические правила; подобные работы подаются учениками еженедельно. Vкласс: общая теория словесности, на основании разбора произведений древних и новых русских писателей, главным образом Карамзина (руководство Давыдова). VI и VIIклассы: частная теория словесности (в VI– прозы, в VII– поэзии), основанная на разборе произведений: Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина и др. (руководитель Давыдова). Во второе полугодие VIIекл. – история русской литературы, представляющая краткое повтороение всего гимназического курса (руководитель Греча). Письменные упражнения учеников V, VI и VIIклассов исключительно домашние и состоят из переводов, предложений статей авторов, изучаемых в классе, и сочинений по разработанному в классе плану. Количество их: в Vклассе одно в неделю, в VI классе – одно в две недели, в VIIклассе – одно в месяц. С преподаванием словесности соединяется преподавание логики: в VIклассе проходятся элементарная логика, в VII кл. – методология (руковод. Рождественского, дополнения – из книги Новицкого). Учитель Безсонов, как видно из его рапорта директору, был приверженец аналитического метода преподавания грамматики и теории словесности. Об употреблении руководства Давыдова при изучении теории словесности он говорит: «книга будет только уважительным свидетельством заключений, которые будут выводимы учениками при чтении сочинений образованнейших отечественных писателей».
Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XI. 1909 г.