В феврале 1238 г. Золотые ворота выдержали штурм татарских орд. Именно с запада, с равнинной стороны был направлен главный удар. По Львовской летописи, «татары начаша пороки рядити и ко граду приступати, и внидоша, стену выбившу (у) Златых врат». Лаврентьевская летопись уточняет, что татары «взяша град до обеда; от Золотых ворот от святого Спаса внидоша по примету через город».
Здание ворот, безусловно, пострадало при осаде Владимира, но насколько — неизвестно. Во всяком случае, уже в XV в. оно потребовало капитального ремонта. В Ермолинской летописи сказано, что в 1469 г. «во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротех, а предстатель-ством Василия Дмитриева сына Ермолина». В это время Василий Ермолин уже был известным строителем и подрядчиком, перестроившим часть стены Московского Кремля и украсившим Спасские ворота скульптурами святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского из раскрашенного белого камня. Строил он и церкви: так, в 1469 г. одновременно с владимирским заказом он построил каменную трапезную в Троице-Сергиевом монастыре, в следующем году собрал из руин Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. В 1472 г. Ермолин возглавил артель, приступившую к созданию нового Успенского собора в Московском Кремле, однако в последствии вынужден был отказаться от заказа. Возможно, Золотые ворота затронул и ремонт, предпринятый после большого городского пожара 1536 г., когда крепость восстанавливал государев горододелец Истома Курчев. В 1641 г. известный московский зодчий Антипа Константинов составил смету на починку Золотых ворот, однако сами работы состоялись гораздо позже. В «Описи городам» 1 678 г. о Золотых воротах сказано следующее: «Да от Московской стороны по Московской дороге в той же стороне осыпи церковь каменная, под нею ворота без затворов, кровля на церкве вся обвалилась»46. Ясно, что к этому времени никакого ремонта еще не случилось. Ремонт состоялся несколько позже — в 1691-1695 гг. Об этом становится известно из «Росписного списка Владимира»: «В Володимере же кругом деревянного города от Московской да от Нижегородской сторон земляные осыпи, и на осыпи от Московские стороны церковь каменная, а над нею ворота без затворов, а словут те ворота Золотые, и на тех воротах церковь и кровля в прошлом в 1 99 (1 691) году построена вновь, и по указу святейшего патриарха та церковь освящена»47. Патриарх Адриан освятил эту церковь в 1695 г.48 Однако ремонт 1691-1695 гг. состоял, очевидно, лишь в замене кровли и главки; вероятно, тогда же открытый зубчатый бруствер превратили в галерею-паперть, перекрыв тесом. Церковной кровле была придана форма невысокого шатра, что отразило изображение Золотых ворот на «чертеже» 1715 г.
Такой Ризположенская церковь оставалась еще столетие, и такой запечатлел ее рисунок 1764 г. на панораме «Вид города Владимира от Москвы с приезда к северо-западу» — единственный сделанный с натуры рисунок древних Золотых ворот (иллюстрация в начале статьи). Эту панораму первоначально выполнил подполковник А.И. Свечин, посланный в 1764 г. Сенатом для обследования лесов казанской губернии. Из этой экспедиции он вывез 28 «проспектов» «случившихся по тракту городам», в числе которых оказался и Владимир. Подобные панорамы в то время не столько рисовали, сколько «снимали» со специальной камерой-обскурой, что обеспечивало почти документальную точность изображения. Рисунок Свечина затем был передан известному мастеру «грыдоровально-ландшафтного и словорезного дела» М.И. Махаеву, который в 1766 г. исполнил его «выправкою», т.е. привел «помощию перспективных правил сколько возможно в порядок». В 1769 г. с исправленного рисунка гравером А. Колпашниковым был сделан офорт (иллюстрация Б).
Центр листа на этом офорте занимает городской холм, видимый с запада. Отсюда рисовальщику с высоты помоста, на котором стояла камера-обскура, хорошо видны были Золотые ворота. Земляной вал, в древности примыкавший к башне, совсем или частично осыпался, образовалось понижение или даже разрыв насыпи, и вблизи этого места нарисован колодец-«журавль». Несмотря на не слишком крупный масштаб гравюры, рисунок Золотых ворот сделан достаточно отчетливо и подробно. Здание выглядит высокой прямоугольной башней. Над проездной аркой различима перемычка, над нею — углубление-киот. На уровне перемычки по сторонам едва заметны узкие окна или ниши, наверху башни четыре окна. На западном фасаде отчетливо прорисована деталь, которую можно принять за лопатки по бокам проездной арки, делящие фасад на прясла.
В настоящее время никаких следов этих лопаток нет, так как облицовка верха башни переложена — с запада из белого камня, а с востока из кирпича. Восстанавливать лопатки при перестройке здания не имело смысла, поскольку большую часть стен закрыли круглые башни. Между тем, лопатки на западном и восточном фасадах были бы совершенно естественны на этой крепостной башне, построенной зодчим Юрия Долгорукого — тем более, что шестью лопатками снабжена внутренняя поверхность свода проездной арки.
На башне изображена церковь меньшего объема, так же, как и башня, разделенная на три прясла, каждое с арочным верхом. В каждой ее закомаре — по одному окну. Церковь перекрыта высокой четырехскатной кровлей, напоминающей шатровую, с главкой на барабане. Здание имеет вытянутые, как бы готизированные пропорции, как и вся гравюра в целом. Одновременно с рисунком А.И. Свечин составил и словесное описание памятника: «Ворота называемая Золотые… отменной архитектуры, на коих и церковь, и как соборная церковь, так и оные ворота требуют починки, а ест-ли вскорости починены оные не будут, то сожалетелно, что оная древность совсем в забвение придет».
Чуть раньше, в 1761 г., свидетельство о Золотых воротах оставлено в «Топографическом описании провинциального города Воло-димера с уездом»: «Церковь Положения Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, что на Златых вратех каменная, строена купно с теми воротами, так называемыми Златыми… Оная, по прошествии нескольких лет от нашествия безбожных иноплеменников опустев, стояла без пения праздна многие лета, но с 1 687 г. возобновлена». Понятно, что «возобновление» касалось скорее не архитектурной, а богослужебной стороны — «пения», само же здание, исключая верхнюю нависающую площадку и кровли, оставалось древним.
Служба в ветхой церкви все же бывала: во всяком случае, в описи дел Владимирской духовной консистории упоминается дело за ноябрь 1773 г. «О увольнении в Московскую епархию града Владимира Ризположенской церкви, что на Златых вратах, священника Василья Антропова».
Источник: Тимофеева Т.П. — Золотые ворота во Владимире.