Золотые ворота. Современный облик

Золотые ворота во Владимире. Вид с запада

Илл. 8. Золотые ворота во Владимире. Вид с запада

Замышляя новую столицу Залесской земли, князь Андрей осуществлял такую же миссионерскую программу, как Ярослав — в Киеве: «И славный град Киев величьством, яко венцем обложил, предал люди твоя и град… святей Богородице». Воплощение этой программы началось со строительства Золотых ворот Владимира.

Илл 7.  Княжеские кладки на белокаменной кладке Золотых ворот

Илл 7. Княжеские кладки на белокаменной кладке Золотых ворот

Летописи ничего не сообщают о закладке Золотых ворот — надо полагать, что их начали строить одновременно с крепостью и Успенским собором, т.е. в 1 158 г.: «Сверши же церковь пять верхов и все верхы золотом украси и створи в ней епископью и город Володимер заложи болий»30. Окончанием же постройки стало освящение надвратной церкви Положения Риз Богородицы в 1 164 (1163) г.31 Главные ворота столичного Владимира, очевидно, во многом напоминали киевские. Они так же были встроены в крепостную линию валов и рубленых стен, так же имели боевые площадки и венчались надвратным храмом. Но материал их другой — тесаные блоки природного камня известняка.

Дважды на камнях Золотых ворот обнаружены так называемые княжеские знаки Рюриковичей — высеченные значки, похожие на литеры. У каждого князя или княжеской ветви был свой вариант знака. Возможно, один из этих двух знаков — в виде трезубца, обнаруженный в одной из ниш на южной стене башни,- принадлежит Юрию Долгорукому, а другой, более сложного рисунка, — его старшему сыну Ростиславу-Николаю32 (илл. 7). Должно быть, обработанные блоки остались от прежних строительных заготовок галицкой артели Юрия Долгорукого. Так или иначе связь Золотых ворот с постройками Юрия Долгорукого очевидна — слишком еще лаконичен и лапидарен, пластически сдержан и пространственно неразвит стиль этого здания33. Впрочем, и само его крепостное назначение требовало аскетизма, воинственной мощи и не СЛИШКОМ располагало К обилию резного узорочья.

Илл 9. Золотые ворота. Обмер Г.Ф. Корзухиной. а - план, б - древняя лестница, в - аксонометрия

Илл 9. Золотые ворота. Обмер Г.Ф. Корзухиной. а — план, б — древняя лестница, в — аксонометрия

Ныне Золотые ворота выглядят суровой богатырской башней прямоугольной формы, вросшей в землю, по археологическим наблюдениям, на 1,5 м (илл. 8). Стремительную стройность и впечатление собранной силы, присущие ей изначально, меняют поздние — круглые, со шпилями — пристройки по бокам. Массив здания прорезает прекрасный, упругой формы, арочный свод с перемычкой. Верх башни завершают окна крытой галереи-паперти, над которыми возвышается надвратная церковь с одинаково решенными западным и восточным фасадами и выпуклой кровлей. Уже на первый взгляд понятно, что здание понесло серьезные утраты и перестройки и далеко от первоначального облика,- и все же уцелело достаточно, чтобы осталось волнующее впечатление величия и подлинности древнего зодчества. Прежде всего сохраняется могучий холм древней земляной насыпи — Козлов вал. Подлинна в основе своей сама белокаменная башня: прямоугольная в плане, образованная двумя пилонами — южным и северным (илл. 9). Между ними — проезд с полуциркульным арочным сводом высотой почти 14 м и шириной 5,30 м. Внутренние стены проезда профилированы шестью лопатками с простым карнизом, выше которого лопатки продолжаются на своде. Примерно посредине арочного проезда, ближе к западу, ритмично перекинута перемычка таких же очертаний; в основании ее сохранились подставы для навески на петлях воротных полотнищ; тут же сохранились глубокие врубки в камне — для засова (илл. 10). По бокам башни, на наружном южном и северном фасадах, заметны арочные ниши разной ширины и высоты. Назначение их неясно, так как с боков башню сжимала земляная насыпь, и ниши, вероятно, были засыпаны землей. Возможно, это усиливало прочность конструкции. Над перемычкой в белокаменной кладке стен внутри пролета заметны неглубокие квадратные врубки двух форматов: меньшие от так называемых пальцев строительных лесов и побольше — для бревен, на которые настилался тес для боевой площадки над створами ворот. Эти створы — дубовые, окованные золоченой медью, могли быть роскошно расписаны золотой наводкой по гравированному рисунку, подобно суздальским золотым дверям Богородице-Рождественского собора. «Житие Андрея Бого-любского» упоминает о небывалых «красотах» Золотых ворот, на которые сошлось полюбоваться множество народа, имея в виду, вероятно, убранство самих створ: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златые врата граду каменные и на них церковь построй Положения Ризы Пресвятыя Богородицы, и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты». Далее в «Житии Андрея Боголюбского» повествуется о падении только что построенных врат: «…известь же мокра сущи и врата па-дошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа»34. Эту катастрофу передает миниатюра Лицевого летописного свода XVI в. (илл. 11). Однако упали скорее всего не своды, как рисует миниатюра, а створы, как о том повествует «Сказание о чудесах иконы Владимирской Богоматери»: «Бе бо не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди… и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых».

Илл 10. Арка Золотых ворот. Вид с запада

Илл 10. Арка Золотых ворот. Вид с запада

Над этими створами и помещался боевой настил. Интересно, что на уровне перемычки с южной стороны сохранился арочный дверной проем — выход на эту площадку изнутри башни. В южном пилоне со стороны города прорезан ход наверх — 6Л крутые ступени белокаменной внутристенной лестницы с коробовым ступенчатым сводом (илл. 12). Арочный проем — вход на лестницу, — очевидно, закрывался дверью с засовом, от которого остались небольшие, но глубокие квадратные врубки в белом камне. Посредине лестница прерывается, образуя небольшую площадку. Справа виден выход наружу, на боевой настил над перемычкой, к которой крепились створы ворот, а слева в стене — кирпичная закладка второго арочного проема. Если здесь и был выход наружу, то он попал бы в толщу земляного вала. Тем не менее, раструб белокаменных стен на средней площадке, теперь выровненный кирпичом, свидетельствует, что здесь скрещивались два людских потока. Справа, в косяке дверного проема в сторону боевого настила, сохранились граффити — процарапанные на белом камне значки, по преимуществу в виде крестиков. Среди них читается слово — «Гюргич» (Георгиевич) (Иллюстрация)

Мы можем осторожно предположить, что это память трагических событий осады Владимира монголо-татарами в феврале 1238 года, когда защитники города увидели с Золотых ворот среди завоевателей плененного московского князя Владимира Георгиевича — сына владимирского князя Георгия Всеволодовича. Об этом рассказывает Лаврентьевская летопись: «Володимирцы пустиша по стреле на татары, и татарове тако же пустиша по стреле на Золотые ворота… Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера». На лестнице, ниже этого дверного проема, теперь застекленного как окно, можно видеть полубутовую кладку белокаменной стены: снята часть облицовки, и обнажена забутовка (илл. 14).

Падение Золотых ворот. Миниатюра лицевого летописного свода XVI в.

Илл. 11. Падение Золотых ворот. Миниатюра лицевого летописного свода XVI в.

Оборону Золотых ворот можно было вести на двух уровнях: с настила над створами и с боевой площадки наверху башни, куда ведет верхний марш лестницы. Возможно, лестница освещалась в этой части окном, подобно тому, как изображено на миниатюре Лицевого летописного свода XVI в. в сцене падения ворот. В древности наверху была открытая галерея по периметру башни, огражденная зубчатым парапетом. На миниатюре Лицевого свода зубчатый парапет, снабженный машикули, несколько выступает над стеной. Иллюстрации Радзивилловской летописи также чаще изображают Золотые ворота с нависающим зубчатым парапетом или бруствером (илл. 15, а-в).

На «чертеже» 1715 г. (илл. 15, г) наверху башни перед надврат-ной церковью также заметен выступающий двухступенчатый парапет. Выяснить, каков в действительности был верх башни и как выглядели боевые площадки, вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку верх перестроен из кирпича и превращен в закрытую галерею с небольшими окнами вместо открытой площадки с зубчатым бруствером.

Илл 12. Древняя лестница в южном пилоне

Илл 12. Древняя лестница в южном пилоне

Илл. 13. Граффити в косяке дверного проема при выходе на боевую площадку

Илл. 13. Граффити в косяке дверного проема при выходе на боевую площадку

Золотые ворота в оборонительной системе города были по существу стенной башней. Ее массив выдвигался вперед за линию валов и позволял держать под фланговым обстрелом с верхней площадки значительные участки стен и рва по бокам. Через ров настилался деревянный мост, который при необходимости мог просто сжигаться. В Западной Европе башни средневековых замков и крепостей были устроены иначе: они не имели такого огромного арочного проема, в низком своде помещалась падающая решетка-герс, а через ров опускался подъемный мост. Оригинальность Золотых ворот как фортификационного сооружения, отличного и от византийских, и от западно-европейских аналогов как инженерно-техническим решением, так и назначением, очевидна даже сейчас, когда облик здания далек от первоначального.

лл. 14. Забутовка белокаменной стены Золотых ворот

лл. 14. Забутовка белокаменной стены Золотых ворот

Источник: Тимофеева Т.П. — Золотые ворота во Владимире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>