Известно, что при устройстве г. Владимира св. Благоверный Великий Князь Андрей во многом подражал Киеву, Подобным подражанием Киевским Золотым воротам, устроенным Ярославом, была и постройка Золотых ворот, которые были созданы Андреем Боголюбским в 1164 г., по крайней мере, была освящена в этом году церковь, построенная на Золотых воротах, одновременно с ним.
По сказанию описания жития Андрея Боголюбского, вот какое чудо совершилось при устройстве этих ворот. Когда Великий Князь создал каменные Золотые Ворота и на них устроил церковь, тогда стало сходиться туда множество народа, чтобы полюбоваться на красоту здания. Так как стройка была еще сыра, то от собственной тяжести ворота упали, завалив собой двенадцать человек. Боголюбивый князь Андрей, обвиняя себя в погибели этих людей, припал со слезами к чудотворному образу Богоматери, и, когда ворота были подняты, все задавленные оказались живыми и невредимыми, по молитвам Пресвятой Богородицы.
Золотые ворота составляли в древности часть укрепления, устроенного Андреем Боголюбским вокруг всего города в виде высоких земляных валов, на которых возвышались крепкие стены. Валы примыкали с обеих сторон к самому зданию Золотых ворот и проезд в город был возможен только через эти ворота. Благодаря этим валам, Золотые ворота в древности имели вид неправильного четырехугольника, прорезанного в середине здания огромной аркой с полуциркульным сводом, (как в настоящее время представляется верх ворот, выделяющийся на несколько аршин, из позднейших пристроек), наверху которого помещается храм положения ризы Пресвятой Богородицы. Храм этот (не сохранившийся до наших дней в первоначальном виде), вероятно, был построен по образцу Благовещенского храма, бывшего на Киевских Золотых воротах Ярослава, в подражание которым воздвигнуты были Владимирские Золотые Ворота, или похож был на Троицкую церковь, построенную на воротах в Киево-Печерской Лавре, Черниговским князем Николаем Святошей в 1106 году, которая, судя по исследованию профессора П. А. Лашкарева, имела некоторое сходство с церквями: Боголюбовской и вообще с памятниками церковного зодчества Суздальского Княжества XII в. Несколько веков пронеслось над этим древним зданием Золотых Ворот и карающая рука всесокрушающего времени долго хранила этот памятник русского зодчества во всей его неприкосновенности, и лишь в прошлом веке Золотые ворота потерпели существенное наружное изменение.
Изменение наружного вида Золотых ворот началось, благодаря порче валов, окружавших весь город и примыкавших к Золотым воротам. Предки наши весьма заботливо относились к охранению земляных валов и стены, защищавших город от вторжения неприятелей. Небрежное отношение к целости валов началось в прошлом веке и в 1729 году капрал Коптев доносил во Владимирскую провинциальную канцелярию, что «по земляным городовым валам пешие ходят и конные ездят… и от того земляным валам чинится немалая вреда, а именно, во многих местах вал оказался перерезан, и между прочим «против Спасо-Златовратского монастыря (ныне приходская церковь) и по обе стороны Золотых ворот, через земляной вал, пешеходные дороги». Затем и окончательно валы были отрыты от стен Золотых ворот для устройства проездов; по обе стороны образовалась площадь. Это прорытие валов изменило прежний вид Золотых ворот и отняло у них совершенно тот характер, какой они имели, а затем вызвало новые изменения в фасаде. Так как Золотые ворота были построены без фундамента и боковые стены были поддерживаемы земляными валами, плотно к ним примыкавшими, то с отнятием этих валов, на стенах Золотых ворот показались трещины. Императрица Екатерина II, которой было донесено об этом постепенном разрушении Золотых ворот, строго запретила уничтожать это замечательное древнее здание и повелела сделать к древним стенам новые пристройки. К четырем углам ворот вместо контрфорсов, приделаны четыре круглые невысокие башни, из которых в одной устроена часовня. С течением времени изменился и верх Золотых ворот. Ризположенская церковь, опустившая во время нашествия татар на Владимир, стояла в полуразрушенном состоянии до 1687 года. В этом году церковь была возобновлена и освящена в 1691 г. Но затем в 1778 г. во время сильного пожара, бывшего во Владимире, кровля и внутренние украшения и вся церковная утварь сгорели и церковь снова осталась в совершенном запустении до начала нынешнего столетия. В 1810 году храм был окончательно отстроен и освящен при владимирском губернаторе И. М. Долгорукове.
Фигура нынешней церкви над Золотыми воротами не представляет ничего общего с постройками храмов XII века.
Но, несмотря на эти видоизменения, Золотые ворота все-таки представляют замечательный памятник древней архитектуры. При внимательном исследовании легко можно отличить древние стены Золотых ворот от позднейших пристроек. Древние стены сложены из белого камня тем способом, какой был обычен при каменных постройках XII века, т.е. сложены из щебня и булыжника; стены с обеих сторон облицованы белыми камнями и залиты известковым раствором; между тем позднейшие постройки исключительно кирпичные.
Весьма желательно, чтобы этот замечательный памятник древности обратил на себя, наконец, внимание археологов и любителей старины и был восстановлен в своем первоначальном виде, подобно тому, как восстановлены Дмитриевский собор, Рождественская церковь в Рождественском монастыре. Трудно восстановить руины Киевских Ярославских Золотых ворот, напротив, Владимирские Золотые ворота могут быть реставрированы легко. Стены Золотых ворот почти все целы, преимущественно внутренняя сторона их. В особенности хорошо сохранился полуциркульный свод огромной арки ворот, сложенный весь из белого камня, поддерживаемый шестью также белокаменными дугами. При четвертой из них, считая от восточной стороны, уцелела другая древняя арка также из белого камня, поднимающаяся от основания здания до половины главной арки ворот; к пилястрам, с которых выведена эта арка, притворялись тяжелые воротные полотна, навешанные на огромных крюках, заложенных в кладке и уцелевших до сих пор; около пилястр сохранились и углубления в стенах ворот для запора ворот, устроенные так, что в одну сторону запор вкладывался в стену, а на другой заносился и опускался в другое углубление, для чего последнему дана особая известная форма. Во всех дугах главной арки ворот в уровень с поверхностью нижней арки находятся углубления внутрь стен.
Эти углубления служили гнездом для балок накатника, устроенного над этой нижней аркой, и бывшего местом, на которое выходили владимирцы «биться с города» с осаждавшими неприятелями. Балки накатника настилались неплотно, чтобы можно было пускать стелы, лить кипяток, или бросать камни в осаждающих город врагов.
На эту платформу вела внутри южной стены каменная лестница, оканчивающаяся дверью, которая видна и теперь на внутренней стороне южной стены. Здесь на этой платформе защитники родного города стояли грудью против врагов за честь и независимость отечества. Сюда подступали полчища Батыева 2 февраля 1238 года, в эту годину бедствий для всей земли русской, и здесь около Золотых ворот произошла та ужаснейшая кровопролитная битва, в которой пали все доблестные защитники города, а в числе первых князья Всеволод и Мстислав, и вслед затем погибла свобода и честь земли русской.
Много и других исторических воспоминаний соединяются с Владимирскими Золотыми воротами. Здесь пред Золотыми воротами владимирцы клялись в верности князьям своим, принимая присягу и крестное целование. Так под 1177 годом в летописи записано: «Володимерьцы (по погребении велик. Князя Михаила, брата Андрея Боголюбского), помянувши Бога и крестное целование к великому князю Георгию, вышедши пред Золотые ворота, целовавши крест ко Всеволоду князю, броту Михаилову и на детях его, посадиша его на отчи и на дедни столь во Владимери» (С.Р.Л. т. 1, 161 с.).
Здесь же при Золотых воротах происходили и торжественные встречи, устрояемые владимирцами князьям своим, при восшествии их на престол, или при возвращении их после победных битв. Так по сказанию летописцев: здесь был торжественно встречен св. Благоверный Великий Князь Александр Невский, который приехал во Владимир из Орды, избранный в великие князья ханом, пораженным его доблестью.
Митрополит Кирилл «вси игумин и граждане», говорит летописец, вышли навстречу благоверному князю «из Золотых ворот и посадиша и на столе отца его Ярослава, быст радость велика в городи Владимери». (Лаврентьевская летопись, страница 202).
В великие праздники в древности был обычай совершать крестный ход из Успенского собора к Золотым воротам, при чем на всем протяжении от собора до Золотых ворот были протягиваемы в два ряда веревки, на которых развивались шитые золотом и жемчугом пелены, так что народ между ними проходил, как между шпалерами (Ипатьевская летопись, страница 127).
Кроме Золотых ворот во Владимире, по сказанию летописец, были Серебряные, Медные, Иринины и Волжские. Но от них до настоящего времени не осталось и следов.
Источник: Георгиевский В., 1896 г. — Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности.