Загадочной представляется ориентация на запад главных ворот — Золотых. Какая из дорог потребовала их сооружения с этой стороны? Уж конечно, не московская дорога, не Москва, едва затеплившаяся в недрах Залесской земли, повернули к себе их царственный лик.
Может быть, Киев и его «город Ярослава» с юго-западными Золотыми воротами послужил образцом западной — княжеской — трети вновь созидаемого города? В самом деле, владимирским Золотым воротам предшествовали киевские, а тем — константинопольские, иерусалимские…. Для средневекового градостроительства следование образцу было неизбежно — так в Константинополе — столице Византии, круг архитектурных символов складывался с ориентацией на расположение святых мест в Иерусалиме. Однако в «иерусалимской топонимике» Константинополя совершенно не было стремления воспроизвести реальную топографию Святой земли. Не заметно такого стремления и в Древней Руси. Земного Иерусалима с его Золотыми воротами, Голгофой и храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом и ручьем Кедрон, Елеонской горой и другими географическими реалиями могли и не видеть воочию строители Киева, Владимира и многих других христианских городов. Однако сокровенная связь этих городов с ветхозаветными описаниями святого града, Крестным путем Спасителя и пророческим видением Иоанна Богослова явственно проступает в средневековой топографии и топонимике.
В Иерусалиме Золотыми назывались одни из четырех главных ворот: от них начиналась на востоке центральная улица города-крепости, воссозданного после Первой римско-иудейской войны. Через них Христос в день Вербного Воскресенья под возгласы «Осана» вошел в Иерусалим. До завоевания Иерусалима турками восточные Золотые ворота открывались единственный раз в год — на праздник Входа Господня в Иерусалим для торжественного входа патриарха со множеством народа.
До сих пор посредине здания заметна двойная арка с обильным орнаментом. В XVI арочный проем был заложен по приказу турецкого султана, поскольку среди христиан, а также среди иудеев и мусульман Золотые ворота Иерусалима считались открытыми только для Господа, и никто другой не должен был ходить ими.
Именно эти ворота отождествлялись с пророчеством Иезекииля: «Ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. LXIX, 2).
Золотые ворота Константинополя-Царьграда тоже незримо присутствуют в образе владимирских и киевских Золотых ворот. Построил царьградские ворота в первой половине V в. император Феодосий Великий в память победы над тираном Максимом как главные ворота вновь созданной им крепости. Золотые ворота Константинополя представляли собой величественное сооружение из пестрого с зеленоватыми прожилками мрамора в виде трехпролетной арки с фризом, украшенным барельефами, изображающими подвиги Геракла, Прометея и других героев. Над триумфальной аркой помещалась надпись «Haec Ioca Theodosius decorat post fata tyranne. Aura saecta gerit qui portam construit auro» — «Сии места Феодосий украсил после поражения тирана, золотые украшения принятия тому, кто ворота устроил золотом»
От Золотых ворот на западе начиналась центральная улица — Меси, параллельная берегу Мрамарного моря. Ворота эти служили исключительно для торжественных триумфальных императорских процессий. Их название отражало, очевидно, не только имперскую роскошь и величие земной власти, но и надмирное сияние христианства. Всю полифоничность и символическую многозначность Иерусалимских и Константинопольских Золотых ворот, восприняли в Древней Руси — Ярослав Мудрый в Киев, Андрей Боголюбский во Владимире. Именно Золотые ворота стали основными градостроительно-архитектурным символом подобия Иерусалиму и Константинополю.
Киевские Золотые ворота представляли собой крепостную башню с арочным пролетом, встроенную в систему бревенчатных стен-городен. Ширина проезда составляла 6,4 метра. Стены внутри проезда членились пилястрами, которые на высоте 10 метров завешнались арками с коробовыми сводами перекрытия. Три центральные арки свода поднимались несколько выше, что вероятно, объяснялось желанием возвысить надвратную церковь над боевой площадкой, расположенной перед ней. Внутри проезда на высоте 5 метров могла помещаться еще одна площадка-настил. Золотые ворота в Киеве сохранились лишь в руинах, и в их конструкции остается много неясного. Тем не менее, здание реконструировано в 1981-1982 году по проекту Е.В. Лопушинской. В отличие от Золотых ворот Константинополя и Иерусалима, киевские Золотые ворота венчались надвратной церковью во имя Благовещения. Вероятно, это был небольшой четырехстолпный храм так называемого крестово-купольного типа из кирпеича-плинфы с профилированными пилястрами и зубчатым орнаментом. В сводах для облегчения конструкции были вмурованы голосники, а интерьер украшали фрески и мозаика. Посвящение надвратной церкви богородичному празднику Благовещения — Благой вести, принесенной Марии архангелом Гавриилом, означало благословение, милость и заступничество для крепости и всего города. Киевский митрополит Иларион так выразил это в своем «Слове о законе и благодати»: «Да еже целование Архангел даст девици, будет и граду сему. К оной бо: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою». К граду же: «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою».
Ансамбль «города Ярослава» в Киеве — Золотые ворота, Софийский собор, монастыри — Георгиевский, Ирининский, Лазаревский и четвертый неизвестный (Екатерининский?), равноудаленные от Лобного места с крестом, как бы переносят в Киевскую Русь священные образцы Константинополя и Иерусалима.
Эпитет «Золотые» далеко не исчерпывается, очевидно, действительным наличием золоченых створ, купола и других украшений как знака роскоши и власти. В христианской культуре золоту придавалась богатая сакральная метафоричность, вслед за Византией воспринятая и в Древней Руси. Золото являло образ света, и таинственный золотой фон иконы скрывал в себе блистание и свет горнего мира, ибо «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (I Ин. I, 5).
Золотое сияние лучше всего выражало ветхозаветное понятие «Славы Господней». Золото сочетает в себе и тяжелое блистание, и светлую прозрачность. Небесный Иерусалим именно таким и открылся Иоанну Богослову: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. XXI, 1 8). Золото — не просто свет, но свет солнца, а солнце еще в Ветхом Завете выступало синонимом высшей правды: «…взойдет солнце правды» (Малах. IV, 2 — это пророчество осуществилось с пришествием Христа). Золото также эмблема царского достоинства: ведь среди своих подарков новорожденному Спасителю волхвы принесли и золото — как царю. Далее золото стало в христианстве и символом чистоты, нетления и целомудрия, поэтому чистое золото способно символизировать и Деву Марию. Еще одна важная для христианства способность золота — близость к огненной среде, а огонь очищения содержится в таинстве покаяния, в исповедничестве, поэтому золото — еще и эмблема мученичества. В той или иной степени такое отношение к качествам золота усвоила и Древняя Русь.
Источник: Тимофеева Т.П. — Золотые ворота во Владимире