Посвящение надвратной церкви Положению Риз Богородицы продолжало киевскую и константинопольскую традицию особого почитания Богородицы и ее реликвий — ризы и пояса. В предании об Успении Божией Матери сообщается, что через три дня после Успения гроб Богородицы был открыт, но вместо тела лежали только погребальные ризы. По другой версии, Богородица накануне Успения завещала свои ризы двум вдовицам, и те получили по части ее одежд. Кроме того, существует отдельное предание о поясе Богородицы, который она передала апостолу Фоме, ставшему свидетелем ее вознесения. Риза (покров) и головной плат (мафорион-омофор) иногда понимаются как одно целое или взаимозаменяются. Согласно большинству средневековых источников, местом хранения реликвий был Влахернский храм в Константинополе, куда они были торжественно перенесены из Иерусалима и положены в примыкавшую к Влахернской базилике ротонду Агиа Сорос.
Одеяниям Богоматери присваивалась градозащитная роль. В византийской литературе многократно повествуется о спасительном действии ее риз при нападении врагов на Константинополь. Так, например, в 626 г. при нашествии аваров город был спасен с помощью ризы, которую вместе с образом Спаса Нерукотворного вынесли на городскую стену, после чего вражеские корабли погибли. Подобным образом описывается и нападение на Царьград русских дружин в 860 г., только при этом омофор погружали в воду. В византийском повествовании того же времени омофор Божией Матери, хранившийся во Влахернском храме, выносят в ковчеге, и он спасает Константинополь от врагов.
В священных одеждах Богородицы виделась сама Богородица — защитница мира. В службе праздника Ризположения 2 июля эта мысль передается такими текстами: «Богородице Приснодево, человеком Покрове, ризу и пояс пречистого Ти тела, державно одеяние граду Твоему дарова», «Одеяния всем верным нетленна, Благодатнаа Чистаа, дарова, священную ризу свою, с неюже священное тело свое покрыла еси, Покрове всем человеком». В службе 2 июля риза уподобляется ветхозаветному огненному облаку, осенившему храм: «И рече Господь к Моисию, глаголя: в первый день месяца первого поставиша храм сведениа. И да положиши киот сведениа, и да покрывши киот завесою..Пстави Моисии храм… и внесе киот в храм и вложи покров… И покры облак храм сведениа, и слава Господня наполнила храм… облак бо бяше над храмом…» (Исх. XI.). В службе 2 июля читается и такой текст: «Иже облакы чистаа, одевающа все небо, ризу свою обвила еси, Пресвятаа, ейже поклоняющися верно, Тя славим, покрове душам нашим».
Дева Мария и главная богородичная святыня — ее риза — уподоблялись также Ковчегу Завета: «Освятися вся земля, всесвятое Владычне покоище, положением ризы Твоея, и Давид радуется древле положением кивота, прообразующего Тя, Приснодево». Давид перенес Ковчег на Сионскую гору, а Соломон — в храм в Иерусалиме. В византийских богослужебных текстах на Успение Божией Матери с этими знаменательными событиями сравнивается иерусалимская процессия перенесения гроба и тела Марии из Сиона в Гефсиманию. Эта процессия становится образцом для еженедельного крестного хода в Константинополе из Влахернского храма в Халкопратийский (где, по некоторым сведениям, тоже хранилась часть одежд Богоматери). Отсюда становится понятной взаимосвязь Успения и Положения риз и то значение, которое этим праздникам придавалось во Владимирском княжестве — ведь через Богородицу и ее ризы напоминалось о Ковчеге Завета, Давиде и Соломоне — главной ветхозаветной святыне и ее хранителях.
Надвратная церковь киевских Золотых ворот посвящением Благовещению Марии поручала город покровительству Чистой Девы, ставшей вместилищем Спасителя. Успенские храмы, первым из которых был Успенский собор Киево-Печерской лавры, еще отчетливей являли мысль о Богородице-Церкви, о градозащитнице и «нерушимой стене»40. Эта идея была заложена уже в церковном предании об Успении и получила развитие в службе на Положение ризы: «Верою ризу Твою лежащу почитаем яко ковчег свят и благочестивым покров». Выбор Андреем Боголюбским посвящения для надвратной церкви главных владимирских ворот, очевидно, следовал общей грандиозной программе — освящения Владимирской земли особым, тонко и разносторонне осмысленным почитанием Богородицы. Праздники богородичного цикла и посвященные им храмы — Успения, Рождества, Положения Риз, Покрова (правда, летописного названия церкви Покрова не существует) последовательно развивали идею покровительства, сугубого предстательства Божией Матери за владимирского князя и княжество, возведенное таким образом в достоинство, равное Киеву, Константинополю и Иерусалиму.
Праздник Положения Риз кажется особенно уместным для крепостного храма, так как в византийской традиции ризу выносят на городскую стену, и происходит чудо спасения от врагов в минуту военной опасности, а в надвратной церкви Золотых ворот риза как бы неотлучно пребывает с воинами гарнизона и незримо осеняет главную башню и примыкающую к ней крепость. Надвратная церковь Положения Риз сама становится главным и самым надежным оружием и щитом крепости в стольном граде Андрея Боголюбского. Не случайно одним из первых чудес Богородицы и ее иконы стало спасение двенадцати засыпанных руинами владимирцев уже при строительстве самого здания Золотых ворот. Молитва князя перед иконой Владимирской Божией Матери уберегла их от смерти и увечья, оставив невредимыми.
Источник: Тимофеева Т.П. — Золотые ворота во Владимире