Освоение «крылатого» металла на Кольчугинском заводе

Незабываемой страницей истории Кольчугинского завода этого периода является освоение «крылатого» металла для самолетов. В 1922 году в течение июля в литейном, листопрокатном и прокатно-проволочном цехах была разработана технология изготовления листов, уголков различного профиля и заклепок из алюминиевого сплава — дюраля. Работой руководили инженеры В. А. Буталов, К. П. Левитский, Ю. Г. Музалевский и Д. И. Сучков.

В 1971 году, приветствуя завод имени Орджоникидзе по случаю его столетия, А. Н. Туполев писал: «На заре развития советской авиации ваш коллектив оказал нам, авиаконструкторам, неоценимое содействие, заложив основы производства советского дюралюминия, который долгое время заслуженно назывался кольчугалюминием. Коллектив вашего завода не побоялся новаторства, взял на свои плечи весьма тяжелую миссию, и общими усилиями с авиаконструкторами сражение за «крылатый» металл было выиграно. Кольчугалюминий сразу поставил нас в ряд с развитыми странами по части легкого конструктивного металла».

В результате помощи завода уже в 1923 году были изготовлены и испытаны первые партии аэросаней, которыми ЦАГИ занялось в первую очередь для того, чтобы накопить опыт работы с дюралем. В 1923 году построили и успешно опробовали одноместный цельнометаллический самолет АНТ-2, а в 1925 году началось серийное строительство трехместных самолетов АНТ-3. Завод не только освоил производство всех необходимых ЦАГИ конструктивных материалов из дюраля, но и предоставил место для сборки первых партий аэросаней, а также выделил большую бригаду своих слесарей и мастеров. С А. Н. Туполевым и его сотрудниками у завода была тесная связь, конструктор сам приезжал на кольчугинский завод.

В процессе освоения производства дюралевых листов и других деталей было немало драматических моментов и трудностей. Сметки при прокатке вначале разваливались или имели покраям трещины. Быстро разгадать секреты производства, которые тщательно утаивали иностранные фирмы, и понять причины первых неудач помогла хорошая теоретическая подготовка наших инженеров. Они учились у лучших русских ученых металлургов — академика А. А. Байкова (АПИ) и профессора А. М. Бочвара (МВТУ).

Немалую роль сыграл и тот энтузиазм, с которым весь коллектив завода взялся за эту работу. Д. И. Сучков пишет в своих воспоминаниях, что он ночами не отходил от печей, контролируя температуру нагрева слитков, а К. П. Левитский немедленно, в любое время дня и ночи, производил необходимые испытания, не доверяя их никому, пока не получены устойчивые результаты.

Для строительства аэросаней и самолетов сразу же потребовалось так много листов из дюраля, что Кольчугинский завод один не мог обеспечить всю потребность в них. В 1923 году Ю. Г. Музалевский организовал крупное производство их в Москве. Тем не менее в Кольчугине листы из дюраля продолжали изготавливаться вплоть до 1933 года. В дальнейшем для производства листа и других деталей из дюралюминия в стране построили специальные заводы.

Источник: О крае родном. Сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд. 1978 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>