История создания и развития Кольчугинского завода

Кольчугинцы

Кольчугино. В статье П. Н. Горшкова, кандидата технических наук и краеведа, рассказана история этого своеобразного рабочего города и старейших в области заводов, широко известных своими изделиями из металла, прокатом, трубами, электрокабелем, проводами, сетками для бумагоделательных машин и высококачественной медной и мельхиоровой посудой.

Однако мало кому известно, какую историческую роль сыграли в становлении отечественной авиации кольчугинские металлурги. Об их заслугах в создании первых цельнометаллических самолетов также рассказывает П. Н. Горшков, много лет проработавший в должности главного инженера кольчугинского завода «Электрокабель».

В 1870 году московский купец А. Г. Кольчугин решил перевести в другое место свой «Медерасковочный и проволочный завод», находившийся в Серпуховском уезде Московской губернии. Заводчик выбрал в северной части Владимирской губернии местечко, окруженное лесами, находящееся в 45 км от Александрова. Здесь у слияния двух речек Белая и Шайка, текущих по оврагам в реку Пекшу, у купца Соловьева была небольшая бумажная фабричка и два кустарных меднолитейных заведения, построенных у плотин на Пекше. Кольчугин купил все его хозяйство, а у барыни Митьковой и других помещиков 2190 десятин лесов.

Однако скоро хозяин оказался в долгах и ему пришлось превратить свое предприятие в акционерное общество «Товарищество Кольчугина», которое избрало свое правление.

Отсутствие железной дороги тормозило развитие завода, поэтому в 1894 году правление заключило договор с Московско-Ярославской ж.д. на постройку ветки от г. Александрова до г. Юрьев-Польского. Железную дорогу провели так, что ее станция находилась на расстоянии всего полутора километров от завода.

Правление мало заботилось об улучшении условий труда и жизни рабочих. Большинство жило в семи казармах, вмещавших от 200 до 350 человек.

В 1905 году рабочие начали борьбу за улучшение своего положения. В ноябре 1905 года, с помощью Московского окружного комитета, рабочие посудного цеха Г. Е. Бадаев, И. И. Быков, П. С. Горбунов, Ф. Н. Кащеев, П. И. Кудинов и др. организовали группу РСДРП. Секретарем избрали

А. Ф. Карпова. В 1906 году она охватила своим влиянием все цехи завода и численность ее возросла до 150 человек. В декабре 1905 года создали отделение Московского профсоюза металлистов во главе с П. С. Горбуновым. В союз вступило свыше 500 рабочих.

1 мая 1906 года завод не работал. Состоялась демонстрация, в которой приняло участие 1500 человек. Она прошла под ленинскими лозунгами: «Долой самодержавие!», «Требуем установления восьмичасового рабочего дня!». Особенно бурные события происходили в 1907 году, когда демонстрации и митинги были уже запрещены. В это время партийной организацией руководила опытная революционерка А. П. Шохина, фельдшер по специальности. Под охраной боевой дружины провели несколько больших митингов и повторную первомайскую демонстрацию.

В течение 1917 года в Кольчугине шла ожесточенная борьба между партиями. Вначале верх взяли эсеры и меньшевики, и только в августе большевики сумели добиться перевеса и повести за собою массы. Этому очень помог переход на сторону большевиков И. С. Нефедова и приезд в Кольчугино члена партии с 1904 года И. С. Смирнова.

В сентябре И. С. Смирнов стал председателем Совета рабочих депутатов, а И. С. Нефедов его заместителем. Власть в поселке перешла в руки большевиков. В это время численность кольчугинской организации РКП(б) возросла до 350 человек.

Источник: О крае родном. Сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд. 1978 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>