Гусевский хрусталь (Гусевский хрустальный завод)

Декоративные сосуды «Фома и Ерема» (автор В. В. Корнеев), вазы «Сумерки» (автор С. К. Пивоваров), приборы для пива (автор В. В. Корнеев) — изделия Гусевского хрустального завода

Декоративные сосуды «Фома и Ерема» (автор В. В. Корнеев), вазы «Сумерки» (автор С. К. Пивоваров), приборы для пива (автор В. В. Корнеев) — изделия Гусевского хрустального завода

Всемирную известность завоевал Гусевский хрустальный завод, исто­рия которого насчитывает уже более двух веков. Возник он в 1756 году в дремучих мещерских лесах, на берегу речки Гусь. Основателем его являет­ся предприимчивый орловский купец Аким Мальцов.

Но по-настоящему расцвел хрустальный завод в годы Советской влас­ти. В трудные первые послереволюционные годы гусевцы не сдавали пози­ций, самоотверженно крепили родное производство. В 1924 году они выпус­кали изделий больше, чем в 1914 году. В 1924 году на заводе побывал все­союзный староста М. И. Калинин.

Годы восьмой и девятой пятилеток мо?кно назвать новым этапом раз­вития советского художественного стекла в нашей стране в целом и на Гусевском заводе в частности. Наступает признание самостоятельной худо­жественной значимости этого вида искусства, его влияния на эстетическое воспитание человека, на организацию предметной среды.

Важнейшей проблемой стало обращение к массовому ассортименту, его обновление на качественно новой, эстетической основе. Это веяние, конечно, не могло не коснуться одного из ведущих хрустальных заводов страны — гусевского. Коллектив художников, возглавляемый Б. Бычковым, начинает настойчивые творческие искания. Он перешагивает старые, традиционные, во многом устаревшие образцы, стремится создать новые, современные об­разцы хрусталя, гладкого стекла. Характерным является обращение к глад­кому стеклу, которому прежде не придавалось самостоятельного художест­венного значения. Художники предложили десятки образцов посуды из гладкого стекла. Появились первые массовые тиражи. Здесь можно на­звать рюмки «Ожерелье» Г. Черноскутова, «Луковку» Б. Бычкова, прибо­ры для воды «Гладкий» В. Филатова и другие. Эти изделия характерны тем, что в них художники умело использовали в художественных целях саму природу стекла — его пластичность, его прозрачность, способность живо откликаться на любые изменения света, его специфичность в передаче цветовых оттенков.

Большие эксперименты велись и с изделиями с алмазной гранью. Эта продукция, традиционная на заводе, популярна у потребителя. Но до сих пор декоративный узор алмазной грани был перенасыщен. В его излишест­вах порой терялись художественные особенности хрусталя как материала. Но отказаться полностью от алмазной грани тоже было нельзя. Ведь она способствовала неповторимой игре света в изделии. Соединить эти особен­ности с лаконизмом изобразительных средств, условность орнамента с не­которой сюжетностью композиций — такую задачу поставили перед собой художники и успешно решили ее. Декоративный образ как бы приблизился к жизни. Примером подобного творческого решения можно назвать такие работы, как блюдо В. Филатова «Море», комплект (ваза и блюдо) «Уро­жай», вазы Е. Рогова «Морское дно», «Ананас», «Дачная», блюда «Зер­на», «Ветки». Взгляните, например, на прибор для вина «Морозко» Е. Ро­гова. Узоры алмазной грани напоминают то ли падающие снежинки, то ли зимнюю роспись на окне. Так и веет от этого прибора русской зимой с ее сказочной красотой. Посмотрите на вазу В. Филатова «Февраль» (алмаз­ная грань на цветном хрустале). Здесь нет какого-либо конкретного рисун­ка. То ли опушенные инеем ветки, то ли переплетающиеся на ветру метель­ные вихри. Все это на переливающемся голубом фоне передает прелесть февральского дня, в котором чудится приближение весны.

Не только форма, цвет, алмазная грань являются декоративными сред­ствами. Гусевские художники применяют также гравировку, матовое трав­ление, насечку, гутную технику, шлифовку. Вот ваза Е. Рогова «Лесные да­ли» (матовая насечка). Стилизованные стволы и листва в сочетании с объ­емностью сосуда создают впечатление декоративной рощи. Вот декоратив­ный комплект В. Филатова «Мы мещерские» (цветное стекло, гутная техника). Стилизованные фигуры людей, похожие на матрешки. Зеленый сосуд, вызывающий представление о непроходимости дремучего леса. Вот вазочка для конфет «Брусника» В. Корнеева (стекло, гравировка). Опять же стилизованные листья, ягодки.

Все богатство декоративной техники стремятся использовать художни­ки для совершенствования выпускаемой заводом продукции.

Источник: О крае родном. Сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд. 1978 г., стр. 49—58.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>