Город Владимир в XII веке (В эпоху Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского)

Набирая могущество, столица Северо-Восточной Руси росла быстро. К середине XII века городу в пределах крепости Владимира Мономаха было уже тесно. Строительство перебрасывается на соседние холмы. Так, на западном взгорье Юрий Долгорукий строит свой загородный дворец, расположив его на южной кромке, обращенной к Клязьме.

Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, окончательно избрал местом своего пребывания Владимир и начал его интенсивно отстраивать. Свой княжеский двор он закладывает возле дворца Юрия Долгорукого и возводит там в 1164 году белокаменную церковь Спаса. Вскоре весь западный холм оброс разнообразными постройками придворной знати и дружинников. Он получил название Нового города.

Напротив, с восточной стороны от Мономахова города (Кремля), которая получила название Ветшаного города, селились преимущественно рядовые горожане. Такое сословное разделение города сохранялось очень долго. В XII веке это акцентировалось еще и монументальными сооружениями, занявшими самые видные места на центральном и западном холмах и как бы подчеркнувшими еще раз выразительность города с юга, со стороны Клязьмы, но которой к городу подплывали Именитые гости и богатые купеческие корабли.

Город располагался теперь на трех отдельных холмах, разделенных глубокими впадинами, и представлял собою три самостоятельных укрепленных района, соединявшихся между собою мостами. Это с самого начала определило трехчастность плана города.

Все три застроенных холма представляют собою вытянутый с запада на восток треугольник, постепенно сужающийся к востоку. Западный холм был наиболее широкий. Застроенная возвышенность, представлявшая собою линию водораздела Клязьмы и Лыбеди, шла параллельно береговой линии. Поэтому центральная ось города пролегла вдоль берега Клязьмы с запада на восток через все три холма, примерно посредине каждого из них. Она как бы нанизала в одну линейную связь все три части города. Тем самым плану города еще в XII веке был придан линейный характер.

Основная уличная магистраль (так называемая Большая улица, позже — улица III Интернационала — улица Фрунзе) наметила основные въезды в город — с запада (со стороны Москвы) и с востока (со стороны Нижнего Новгорода), где и были поставлены самые парадные белокаменные

Золотые и Серебряные ворота. Они еще более закрепили направление центральной улицы.

Учитывая, что в скором будущем новый центр Северо-Восточной Руси станет большим и оживленным столичным городом, Андрей Боголюбский прозорливо решил взять под защиту все три застраивавшихся вдоль Клязьмы холма, опоясав их мощными валами.

Таким образом, облик Владимира, получившего в плане линейность и трехчастность, уже в XII веке сформировался на основе тонкого учета градостроителями естественного рельефа местности и природного окружения.

Оставалось лишь выделить акценты в панораме города, подчеркнуть его центр. По характеру рельефа среднее плато доминирует над двумя остальными. Оно и стало парадной частью города, его общественным ядром. Еще Владимир Мономах заложил здесь церковь Спаса, ставшую центром Кремля. Андрей Боголюбский же возвел стройный белокаменный городской одноглавый собор Успения. Этим сразу определилась основная вертикаль города и закрепился его центр.

В то же время наметилось стремление как можно выразительнее оформить южный фасад города. Именно на южном взгорье холмов, обращенном к заклязьменским поймам и лесам, возникают основные белокаменные сооружения.

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>