Генеральные планы города Владимира в XX веке

Генеральные планы города Владимира в XX веке

Послереволюционный план города Владимира

Первый послереволюционный план Владимира, разработанный в 1926 — 1927 годах, разделил город на две части — историческую и современную. Новое промышленное и жилое строительство предусматривалось главным образом за чертой древних валов в северо-восточном и восточном направлении на площади свыше 300 га. Все особенности планировки и даже функциональное разделение отдельных частей старого города оставались прежними.

В те годы намечалось благоустройство долины рек Лыбеди и Клязьмы и создание там основной транспортной магистрали города, которая кольцом прошла бы по подошве древних холмов. Это было смелое рациональное решение, которое способствовало сохранению целостности древнего ядра города и разрешало транспортную проблему.

Генеральные планы Владимира 1947 и 1967 годов

Генеральные планы Владимира 1947 и 1967 годов, рассчитанные соответственно на 160 и 300 тысяч жителей, наметили дальнейшее развитие восточного и юго-западного районов города и определили формирование нового общегородского центра к северо-западу от исторической части, за рекой Лыбедью (ныне Октябрьский проспект).

Генеральный план Владимира 1981 года

В 1981 году московским институтом «Гипрогор» для Владимира был разработан новый перспективный генеральный план развития города с увеличением его численности до 400 тысяч жителей. Им предусматривается расширение городской территории в пределах северной объездной магистрали «Москва-Горький» и освоение в целом еще около 1400 га селитебных территорий. С 2647 га жилая территория города увеличивается до 3990 га. Город членится на 8 жилых районов (6 в самом городе и 2 с присоединением к городу поселков Юрьевец и Боголюбово) и 4 производственных зоны (северную — район тракторного завода, восточную — район химического завода и завода «Автоприбор», южную — район пищевых предприятий и промышленный район поселка Юрьевец).

Планом вновь намечается создание крупных транспортных магистралей в пойме рек Лыбеди и Клязьмы (идея возникла еще в 1920-е годы). Это исключит интенсивное транспортное движение в историческом ядре города, которое станет преимущественно туристской зоной. В старом городе будут проведены реконструкция всех кварталов, благоустройство территории; малоценная застройка заменится домами, построенными по специальным проектам, учитывающим особенности жилой и общественной архитектуры прошлых веков.

Чтобы лучше увидеть старый город, охватить его взглядом сразу и полюбоваться его холмами, спуститесь вниз к набережной реки и пройдите по мосту через Клязьму на другую сторону. Здесь можно хорошо отдохнуть, и п тишине, среди многоцветья заливных лугов, проникнуться красотой древнего города.

Город лежит как на ладони. Отсюда он очень живописен. В центре вздымается Кремль. Подъем рельефа очень крут. Поэтому так энергичен взлет белокаменных храмов, блистающих золотом глав и шпилей.

Левее, на соседнем холме, чуть ниже, где расположен так называемый Новый город, еще целый ряд церквей, уютно разместившихся на краю впадины, амфитеатром опускающейся к реке. А вокруг — сплошные сады. Особенно красивы они весной, когда буйно покрываются нежным цветом.

Правее от Кремля — Ветшаный город. Здесь рельеф холма более спокоен, он плавно понижается к востоку.

А далее, уже за пределами древних валов, поднимается новая гряда холмов, уходящая к древнему Боголюбову.

Даже отсюда, из поймы Клязьмы, четко прорисовывается сетка старых улиц, застроенных двух-трехэтажными домами. Эти дома составляют сегодня большую часть застройки исторического города и являются хорошим фоном для памятников архитектуры. Имея высоту около 10—11 метров, они не мешают их восприятию с самых разных точек зрения. В этом вы не раз еще убедитесь, осматривая архитектурные достопримечательности.

По современным масштабам древний Владимир, расположенный в границах валов, невелик. Его территория составляет 122 га, то есть всего 2% современной городской территории. Здесь проживает около 12 тысяч человек, что составляет 4% общегородского населения. Вся территория разбита на 34 небольших квартала и имеет 41 улицу с переулками и проездами. Длина всех улиц — всего около 15 км. Поэтому знакомиться с историческим городом лучше пешком. В этой части находится около 700 зданий. Они интересны своим обликом, многие из них являются памятниками. Наша встреча х ними еще впереди.

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>