Комплекс Спасской и Никольской церквей (ул. Спасская, д. 8). Расположен на месте, где в 1164 году Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года.
Существующая Спасская церковь выстроена в конце XVIII века из кирпича взамен древней, сгоревшей в 1778 году. Как показали археологические раскопки, проводившиеся здесь под руководством профессора Н. Воронина, новый храм был поставлен на фундаментах старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня.
По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестовокупольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками, наподобие тех, которые употреблялись в большинстве владимиро-суздальских построек XII века.
Возводя новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использована аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные, степы имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако в еще большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствует и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.
Своеобразно решен интерьер. Высокий двухсветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
Рядом, к югу от Спасской церкви, стоит маленькая теплая церковь Николы. Она очень нарядна. Хотя точной даты ее постройки нет, создана она, несомненно, в традициях архитектурного узорочья второй половины XVII века. Верх четверика венчает широкий пояс из кокошников, ниже проходит фриз из горизонтальных тяг и поребрика. На северном фасаде сохранился прекрасный резной наличник окна с необычным килевидным завершением и обрамлением в виде изысканного ожерелья из бусин. Создается впечатление, что над храмом работал зодчий с очень развитым чувством пластики.
Привлекательна и невысокая башнеобразная колокольня, завершавшаяся некогда четырехгранным шатром. В’убранстве ее верхнего яруса использованы муравленые изразцы. Утопленные в ниши-ширинки, они создают богатую игру света и цвета.
Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.