Дмитриевский собор. Собор построен в 1194—1197,годах князем Всеволодом III как дворцовый храм в честь покровителя князя Дмитрия Солунского и по случаю рождения у него сына Дмитрия и несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.
К сожалению, в первой половине XIX века были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры (когда-то здесь размещался целый дворцовый ансамбль). Это ослабило конструкции собора, вследствие чего ему грозило разрушение. В 1939— 1952 годах под руководством.архитектора А. В. Столетова были проведены инженерное укрепление памятника и его реставрация, вернувшие храму первоначальный вид.
•Собор представляет собою небольшой, одноглавый, крестово-купольный храм с тремя мощными полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны.
При возведении собора применена традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. Храм сложен из блоков белого камня размерами 34—45Х X 4-5—65 сантиметров.
По архитектурной композиции, пропорциям и членениям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII века и отражает этап его наивысшего развития. По форме его объем приближается к кубу и имеет четкое конструктивное построение. По вертикали фасады расчленены пилястрами с тонкими полуколоиками на три прясла, завершающихся дугами закомар. Наружным пилястрам внутри собора соответствуют столбы-пилоны, также делящие пространство на три части: три продольных и три поперечных нефа. По горизонтали фасадная композиция уравновешена аркатурно-колончатым поясом, проходящим примерно посредине стен и придающим построению собора но высоте (вместе с барабаном) также трехчастность.
Облик храма торжествен и строен. Он весь проникнут спокойным величавым ритмом и наполнен мужественной красотой. Мощная шлемовидная глава со световым барабаном на квадр-атном постаменте красиво завершает композицию сооружения, слегка сдерживая медлительное движение архитектурных масс вверх.
Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Несмотря на пышность декорации и обилие рельефов, архитектура собора не теряет суоей композиционной ясности и не тонет в дивном узорочье. Напротив, резное убранство еще более подчеркивает слаженность и неразрывность скульптуры с архитектурой. Книзу тонкой резьбой оторочены порталы, выше аркатур-ный пояс подчеркивает ярусность высотной композиции, еще выше густо заполненные резьбой поля прясел имеют упорядоченное (строчное) построение, наконец, на бараба не резьба заполняет простенки между оконных проемов.
Всего в скульптурном убранстве храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Собор как бы покрыт тончайшим кружевом. Мастера создали декорацию, не имеющую себе равной ни по художественному совершенству, ни по виртуозности исполнения.
Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного по законам гармонии.
Главный персонаж резьбы — сидящий на троне библейский царь и пророк Давид. Он помещен в центральных закомарах всех трех фасадов (кроме восточного). В одной руке у него гусли (или псалтырь?), а другой он благословляет все живущее на земле. Вокруг него — звери, птицы, растения, фантастические животные, святые и всадники. Они преклоняются перед царем, внемлют его словам и прославляют его мудрость. Кажется, все живое собралось здесь, чтобы послушать псалмопевца.
Строитель собора Всеволод III видел в царе Давиде своего покровителя, он был для него идеалом всесильного владыки, которому была послушна вся Вселенная. Это и определило место и роль образа Давида в рельефном убранстве собора.
На фасадах помещены царственные львы и барсы, грациозные олени и лани, могучие орлы и величавые лебеди. Есть здесь и сказочные существа: сирины, кентавры, драконы.
Многие рельефы собора связаны с образами языческой мифологии. Это свидетельствует о привнесении в рельефное убранство народных вкусов и представлений. Видимо, многие мастера были выходцами из народной среды и хорошо знали персонажи народного эпоса. Больше того, многие рельефы выполнены под большим влиянием народной резьбы ио дереву. Это привнесло в них особую привлекательность и очарование.
Знакомство с резьбой удобнее начать с южного фасада, выходящего к Клязьме. Это была парадная сторона, где находился княжеский вход в храм. Поэтому и тематика рельефов здесь преимущественно светская. В замковом камне портала находится изображение царя Соломона, сидящего на троне из львов. В закомаре правого прясла — композиция «Полет Александра Македонского на небо» (и закомаре левого — «Крещение», оно появилось здесь в XIX веке), где воплощена идея триумфа сильной великокняжеской власти. Многочисленные львы и грифоны являются княжеской эмблемой.
Западный фасад считался главным в культовом отношении. В центральной закомаре вновь изображен Давид на троне, в левой Давид представлен с сыном Соломоном, а в правой — три святых (рельефы XIX века). Наибольший интерес представляют здесь сцены борьбы Геракла с нем ейским львом, с. стимфалийскими птицами и лернейской гидрой, а также рельеф «Самсон раздирает пасть льва» (находятся в центральном прясле) и рельеф «Никита избивает беса» (расположен в правой закомаре). Сцены битв человека дополняются здесь сценами смертельных схваток зверей и животных. Здесь представлено и наибольшее число фантастических существ. Они тоже в позах борьбы. Особенно интересны кентавр с мечом в руках и человеко-дракон. Гак иносказательно мастера передали идею борьбы христианства с враждебными силами (иноверцами).
Основная тема резьбы северного фасада — прославление силы и мудрости самого создателя собора, великого владимирского князя Всеволода III. В центральном прясле изображен Давид, в левом — сам . Всеволод со своими сыновьями. Князь сидит на троне, на коленях у него младший сын, старшие в почтительной позе склоняются перед ним.
Хотя резчик и не пытался передать портретные черты княжеской семьи, он впервые представил в скульптуре изображения конкретных людей. Тем самым Всеволод уподоблялся святому и ставился наравне с Давидом.
Северный фасад выходил к городу, поэтому изображение на нем всесильного князя должно было напоминать жителям о беспредельной власти и могуществе владимирского самодержца.
На северном фасаде почти нет сцен схваток и битв. Здесь расположены преимущественно княжеские символы— львы, барсы, грифоны, переданные в торжественных позах предстояния. Здесь все проникнуто миром и спокойствием. |
Особо следует обратить внимание на рельефы с апо-сталами. В центральном прясле, слева от окна, есть изображения Петра и .Павла. Это рельефы XII века. Резные надписи возле них обнаружены во время реставрации собора в 1975 году. По правую сторону сохранились поздние рельефы святых в медальонах. В закомаре правого прясла северного фасада ныне вставлены рельефы XIX века с изображением «Деисуса». Первоначально же здесь был представлен Соломон, что еще более возвышало Всеволода и уравнивало его с мудрейшим библейским царем.
Со всех сторо’н фасады собора опоясаны аркатурно-колончатым фризом. Здесь расположено 84 резных колонки, которые в свою очередь имеют резные консоли и капители. На капители поставлены арки, украшенные растительным орнаментом.
Между колонками рельефы помещены в три ряда, один над другим. Нижний ряд составляют деревья, выше— фигуры святых (кроме восточного фасада, где деревья расположены в два ряда), над ними, в тимпанах арок, — растения, птицы и звери. К сожалению, большая часть древних рельефов фриза не сохранилась и выполнена уже в XIX веке по старым образцам.
Центральное место во фризе занимают изображения святых. Скорее всего это покровители владимирских князей и они сами. Среди рельефов северного фасада, например, узнаются князья Борис и Глеб с мечами в руках. На южном фасаде изображены князья Владимир и Александр Невский (рельефы XIX века). Среди святых много святителей и мучеников, пострадавших за христианскую веру. Здесь же и Христос с евангелистами.
По замыслу Всеволода III резьба фриза должна была подчеркнуть особую миссию владимирских князей в распространении и упрочении христианства, возвеличить роль Пладимиро-Суздальского княжества в делах всей Руси, показать, что на Владимирской земле воцарились мир и спокойствие и все живущее и растущее радуется этому и прославляет миротворца.
Рельефное убранство барабана главы сохранилось без поздних вставок. В простенках между окон в медальонах из плетеных жгутов изображены Христос, пророки и апо-• голы, а также звери, птицы и деревья.
Если в резьбе аркатурно-колончаюго фриза проводилась мысль об исключительности Владимирской Руси, а в пряслах показывалась тема торжества и радости земной жизни, то резьба барабана символизировала небо и говорила о победе христианства над язычеством.
По глубине идейного замысла и широте философского осмысления средневекового мира резьбу Дмитриевского гобора можно, сравнить лишь со «Словом о полку Игореве».
11оистине, здесь создан образ всей «светло светлой и украс-но украшенной земли Русской».
Для современного зрителя рельефы собора все еще остаются загадкой, поскольку дошли в сильно перепутанном виде. Лишь в ходе реставрации собора в 1974—1977 годах многое прояснилось. .
Внимательно приглядываясь к рельефам, можно обнаружить, что они исполнены в разной манере. Это является следствием разновременности появления резных камней в убранстве собора. По технике резьбы довольно четко можно выделить три группы рельефов, характеризующих три периода их создания.
К первой группе, относящейся непосредственно ко времени возведения собора (1194—1197), следует отнести высокие рельефы, приближающиеся к скульптуре (их высота от 3,5 до 6 сантиметров). Изображение здесь как бы лепится и подается обобщенной пластической массой. Все формы округлены и подсечены глубоко к фону, что способствует впечатлению отделения формы от плоскости камня. Изображение занимает, как правило, всю плоскость камня, располагаясь вплотную к его краям. Поверхность самих рельефов обработана скромно, почти без дополнительных декоративных порезок. Стилистически эти рельефы близки к резьбе церкви Покрова на Нерли и свидетельствуют, что над созданием убранства собора работали мастера князя Андрея Боголюбского или их ученики. Больше всего подобных рельефов располагается на апсидах, пряслах южного, северного и западного фасадов и на западном участке аркатурно-колончатого фриза северного фасада.
Вторая группа рельефов выполнена в технике плоско-графической линейной резьбы. Наибольшая высота этих рельефов — до 1,5 сантиметров. Все формы лежат в одной плоскости и почти не отделяются от фона. Они подаются путем графической моделировки поверхности, поэтому эти рельефы богато орнаментированы порезками в виде различных завитков. Мастера порой так увлекаются декоративной стороной мотива, что на иных рельефах оказывается заштрихованной сплошь вся поверхность. Форма здесь уже не лепится, а рисуется, и красота лйний сочетается с выразительностью силуэта. Позы зверей, птиц полны движения и жизни. На первый план выступает совершенно иная художественная интерпретация образов — не символическая, как в первой группе, а декоративно-изобразительная.
Данные рельефы относятся уже к другой эпохе. Они были созданы русскими мастерами для угловых башен и боковых галерей, пристроенных к собору в 1230 году после 1 пожара храма. В 1838 году пристройки были разобраны, а ] резные камни с них вставлены в стены собора взамен утраченных.
Ныне рельефы данной группы (1230 года) занимают в убранстве собора почти одну четвертую часть, размещаясь везде, кроме восточного фасада и восточного прясла северного фасада. В аркатурно-колончатом фризе к этой группе относится лента растительного орнамента (деревья) под фигурами святых, перемежающаяся изображениями отдельных зверей и птиц. Таких рельефов здесь 34, кроме 7 первоначальных на сохранившемся от XII века западном участке северного фасада. К этой же группе рельефов относится и 14 колонок аркатурного пояса (1 — на южном фасаде, 4 —на западном, 9 — на северном), перенесенных сюда из аркатурно-колончатого фриза башен. К 1230 году принадлежат также изображения 10 сидящих святых в аркатуре западного фасада (1,4, 6,7 слева направо в левом прясле, 1 и 9 в центральном и 1, 3, 5, 7 — в правом).
Хотя к началу XIX века резных камней на башнях и галереях сохранялось еще много, их все же не хватило для замены утраченных. В 1838 году местные мастера под руководством Сидора Медведкина вырезали еще большое число рельефов. Они составляют третью группу камней.
Почти все новые рельефы являются копией резьбы XII или XIII века, причем по одному образцу создавалась сразу целая серия рельефов. Единичное повторение древнего образца встречается редко. Это было обусловлено тем, что срок, отведенный на резные работы, был ограничен.
Поздние рельефы характеризуются предельно обобщенными и упрощенными формами, без детальной их проработки. Особенно выделяются фигуры святых. Они почти полуобъемны и относятся к наиболее высоким в пластике собора рельефам. В них просматриваются черты круглой деревянной скульптуры XIX века с элементами наивного реализма.
Осмотрите резьбу внимательно еще раз. Она вся проникнута радостным настроением. В ней представлен поэтичный мир средневековых образов, созданный фантазией и талантом народных мастеров.
Светлое и праздничное чувство не покидает и внутри храма. Интерьер поражает ясностью форм и простотой членений. Собор хорошо освещен и от обилия света кажется воздушным. Это ощущение еще более усиливается от гладко отесанных белокаменных стен, которые сами являются источником света и как бы раздвигают границы храма.
Четыре крестообразных столба, соединенные между собою и со стенами, полуциркульными арками, легко несут коробовые своды и барабан, перекрытый куполом. Почти незаметное сужение подкупольных столбов кверху создает еще большую пространственность интерьера.
В конце XII века собор был’ расписан. К сожалению, древняя живопись, открытая впервые в 1844 году Ф. Г. Солнцевым и реставрированная в 1918 гаду И. Э. Грабарем, сохранилась лишь на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами.
По традиции здесь представлены сцены «Страшного суда». На южном сКлоне большого свода изображены шесть сидящих на престолах апостолов и стоящие за ними ангелы с мерилами и сферами в руках. Идентичная композиция (шесть апостолов с ангелами) находится и на северном склоне этого свода.
На малом своде находится изображение рая. На северном склоне развернута сцена «Шествие праведных в рай». Процессию возглавляет апостол Петр с ключом и крестом в руках, за ним представлены праведные жены, среди которых Мария Египетская, Христина, Екатерина, императрица Феодора и другие. Далее — трубящие в землю и в небо ангелы, созывающие на суд.
На южном склоне малого свода — сидящая на троне Богоматерь с ангелами в увитой виноградом беседке и «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. У Авраама, сидящего в центре, на коленях находится младенец, символизирующий души праведных, рядом — еще две группы стоящих младенцев, ждущих своей очереди в лоно рая. Вся сцена представлена на фоне экзотических деревьев райского сада с сидящими на них птицами. Рядом с Исааком — шестиконечный крест и фрагмент руки благоразумного разбойника, первого поселенца рая. Это начало еще одной несохранившейся композиции, которая располагалась на западной стене под сводом и изображала врата рая.
Сцены «Страшного суда», как видим, очень близки по построению композиций подобным сценам в Успенском соборе. Андрей Рублев, конечно, их видел и старался следовать им, хотя и по-своему. Так на практике осуществлялась в средние века преемственность самых лучших художественных традиций, диктовавшаяся не только церковным каноном, но и благодарной памятью талантливых мастеров.
В цветовом строе фресок преобладают нежные золотисто-желтые, красноватые, фисташковые, ярко-зеленые, фиолетовые и голубые тона.
Одухотворенные лики святых мягко высветлены. Форма лепится посредством полутонов. Покоряют своим изяществом красота и декоративность линий. Складки одежды и лики переданы разнообразными, виртуозно положенными белильными штрихами и бликами, безошибочно подчеркивающими форму. Свободно и непринужденно переданные повороты фигур, их позы и жесты, движения, классически правильные лики свидетельствуют о живых традициях античного искусства.
В росписи собора участвовали греческие и русские мастера. Это были выдающиеся художники своего времени. Ведущая роль принадлежала константинопольским живописцам. Ими написаны двенадцать апостолов и правая группа ангелов на южном склоне большого свода. Русскими мастерами написаны ангелы левой группы южного склона большого свода, ангелы на северном склоне и все композиции малого свода.
Продолжим наш путь по Кремлю. Поблизости от Дмитриевского собора находится бывший дом губернатора, построенный в 1808 году. Рядом с ним расположено здание музея, специально построенное для этих целей в 1901 году по проекту архитектора П. Бегена в нарядном «русском стиле».
Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.