Церковь Успения богородицы (г. Владимир, Манежный тупик, 2в). Самый значительный памятник владимирской архитектуры XVII века. Сооружен на месте деревянной церкви в 1644—1649 годах на средства богатых владимирских купцов Денисовых и Сомовых. Об этом гласит храмо-аданная надпись, сохранившаяся на белокаменной плите па западной стене здания.
Еще в XII веке князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 года. В 1754 году храм был превращен в домовую церковь духовной семинарии. Сохранившийся трехэтажный корпус этой семинарии, расположенный рядом с церковью, построен в 1860—1863 годах в формах позднего классицизма. К сожалению, он отделил церковь от улицы, замкнув ее во внутреннем пространстве двора.
В 1955—1961 годах церковь была реставрирована по проекту архитектора А. В. Столетова и приобрела в основном первоначальные формы.
Пятиглавый, трехапсидный храм относится к типу широко распространенных в XVII веке посадских церквей на подклете с трапезной и шатровой колокольней с запада. Вместе с примыкающими к храму с севера и запада галереями (гульбищем) и тремя выступающими вперед крыльцами на граненых столбах постройка имеет довольно живописную объемную композицию.
Необычайно цельный и крепко слаженный куб основного здания увенчан пышным венком из килевидных и полуциркульных кокошников, расположенных в два ряда. Кокошники же лежат третьим ярусом и в основании пяти тесно прижатых друг к другу барабанов луковичных глав.
I [оследние свободно и легко вырастают из объема четверика, придавая завершению храма динамичный характер.
На редкость красив и наряден убор церкви, он близок по духу московским и ярославским храмам той же поры.
Широкие лопатки, делящие фасады на прясла, и многопрофильные карнизы выявляют и подчеркивают основные членения храма. Разнообразными узорными выкладками из лекального кирпича оформлены наличники окон, аркатура глав, столбы Крылец. В убранстве широко использованы муравленые изразцы, которые то скромно вправлены в ширинки галерей, крылец и колокольни, то щедро выложены целыми поясами в карнизах барабанов. Отдельные элементы декора выполнены из белого камня (горизонтальные тяги, водометы, резные вставки, цоколь). Фигурное узорочье фасадов, дополненное блистающей на солнце глазурью зеленых изразцов, а также белокаменными деталями, фигурными крестами и кружевными подзорами, очень эффектно и празднично смотрелось на фоне ярко-красного кирпича, из которого сложен храм (существующая побелка •— современная).
Интересен храм и внутри. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом, имеющим по сторонам небольшие- дополнительные коробовые своды, над которыми снаружи возведен второй ярус кокошников, а над ним барабаны боковых глав. Не имея столбов, интерьер кажется просторным и светлым. Широкие арочные проемы ведут с одной стороны в алтарную часть, перекрытую конхой, а с другой— в просторную трапезную с коробовым сводом и красивыми глубокими распалубками над окнами.
В настоящее время трапезная соединена с окружающими ее галереями проемами, пробитыми в ее северной стене в XIX веке. Вначале лее галереи представляли самостоятельную пристройку и имели открытую аркаду, которая как бы предваряла вход в храм с улицы. Галереи являлись своеобразными сенями, посредством их мастера умело осуществили постепенную пространственную связь храма с окружением и придали тем самым архитектурной композиции в целом особую художественную выразительность.
Построенная с большой любовью и выдумкой, церковь являет собою пример полнокровного и жизнерадостного воплощения в зодчестве эстетических вкусов широких народных масс.
Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.