Строительство загородной крепости было начато в 1158 году и длилось до 1165 года. По замыслу Андрея Боголюбского это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок, по примеру западноевропейских. Он был окружен мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы, протекавшей под стенами города (ныне русло реки переместилось к югу, образовав обширную пойму). Периметр валов достигал 800 м. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (еще и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва).
Большую часть времени Андрей Боголюбский проводил в своей загородной резиденции. Здесь по его зову собирались военные дружины, здесь он принимал иностранных послов и богатых купцов, здесь он занимался другими важными государственными делами.
Но расцвет Боголюбова был недолгим — всего около 16 лет. Темной глухой ночью 29 июня 1174 года князь был злодейски убит в своем замке заговорщиками. Во главе заговора стояли братья его жены Улиты — Петр и Яким Куч- ковичи, ставленники боярской оппозиции. Поводом, послужившим к расправе над князем, была казнь им одного из братьев Кучковичей. Тайно проникнув под покровом ночи во дворец и предварительно через подкупленных слуг обезаружив князя, убийцы ворвались в опочивальню и набродились на него. Андрей оказал яростное сопротивление и убил одного из заговорщиков. Но силы были неравны. Тяжело раненный, князь пытался спрятаться в лестничной башне. Но заговорщики нашли его там и убили, а тело выбросили во двор.
Дворец был разграблен. Вскоре в округе вспыхнуло восстание крестьян и ремесленников против княжеских приближённых и бояр. Восставшие подвергли город опустошительному разорению. Монголо-татарское нашествие окончательно привело Боголюбово в упадок. В XIII веке на его развалинах был основан Боголюбовский монастырь. 11» вплоть до XVI века Боголюбово считалось «градом Залесным» наравне с Владимиром, Муромом, Гороховцом, | уздалем, Юрьев-Польским.
Осмотрим вначале монастырские постройки. Шумная автомагистраль «Москва — Горький» пролегла возле самих стен монастыря, вдоль его северной границы. Сойти с автобуса удобнее у центрального входа в монастырь.
Здесь в середине XII века были поставлены белокаменные Святые врата с надвратной церковью апостола Андрея. Сегодня на их месте стоит надвратная Успенская церковь- колокольня. Она построена в 1841 году в линии ограды и нанимает доминирующее положение в монастырском ансамбле. Ее высота — 58 метров. В плане представляет квадрат четверика (в центре) с полукруглыми одночастными апсидами с запада и востока. В нижнем ярусе устроены парадные ворота в виде арочного проема, оформленного с юга п севера торжественными портиками. Над воротами возвышается двухэтажная церковь. Над ней устроена круглая с арочными проемами колокольня, завершенная сферической кровлей со слухами и фигурной главой в виде короны. Фа- гады оформлены красивыми полуколоннами композитного ордера.
За воротами вздымается громада собора Боголюбской богоматери. Свое название храм получил в честь знамени той иконы Боголюбовой богоматери, написанной в сер един о XII века по заказу князя Андрея для своего загородного дворца (ныне во Владимирском музее). Собор возведен в 1855—1866 годах в центре монастыря. Его массивные фор мы и преувеличенно грузные тяжеловесные пропорции подавляют все окружающее. По своему характеру — это огромный пятиглавый крестокупольный собор, выстроенный в русско-византийском стиле, развитом в середине XIX века придворным архитектором К. А. Тоном. Строился собор под наблюдением губернского архитектора Я. М. Никифорова. Архитектура здания ориентирована на древнерусские соборные храмы. Снаружи об этом свидетельствуют пятиглавие, членение фасадов на прясла, поза- комарное покрытие, внутри — деление интерьера посредством столбов на нефы, система парусных сводов и под- пружных арок.
К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 году в строгих и даже скупых формах классицизма. По его образцу в 1883—1884 годах был возведен келейный корпус в Благовещенском монастыре в Муроме. Протяженное с юга на север здание замыкает пространственную композицию монастыря с восточной стороны.
В западной части монастырской территории находятся еще два двухэтажных корпуса. Один из них дом архимандрита, построенный в 1786 году, другой — дом келаря (вторая половина XVIII века), в котором до 1883 года находилась небольшая домовая церковь мученика Иустина Философа. В XIX веке оба здания были сильно перестроены.
Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она сооружена в 1683 году на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году. В начале XIX века церковь была перестроена и значительно утратила первоначальные формы. Однако это весьма интересный образец трапезных храмов XVII вена. Первый этаж использовался под хозяйственные нужды, второй представлял обширную светлую одностолпную палату, перекрытую крестовыми сводами, Барабан луковичной главы оформлен бусинообразными колонками и имеет и основании килевидные кокошники.
Теперь выйдем на древнюю соборную площадь, где находятся самые интересные постройки, относящиеся ко времени Андрея Боголюбского, когда он возвел здесь намок.
Внимание сразу привлекает небольшая открытая часовня, стоящая посреди площади. Она сооружена в конце XVII века из кирпича и представляет собою сферический шатер, покоящийся на четырех красивых грушевидных столбах, между которыми перекинуты двойные арки с висячими гирьками. Благодаря удачному местоположению и миниатюрности форм, постройка вносит в ансамбль соборной площади элемент особой привлекательности.
Археологическими раскопками Н. Н. Воронина в 1934 — 1938 годах было установлено, что часовня стоит на месте, где при Андрее Боголюбском находился великолепный белокаменный резной киворий в виде восьмиколонной ’аркады с круглой водосвятной каменной чашей посередине.
Сама площадь была замощена белым камнем. Помимо кивория на ней стояла еще белокаменная колонна (так называемый богородичный столп), окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением богоматери.
С востока площадь замыкали самые величественные постройки — белокаменные княгкеский дворец и собор.
Собор Рождества богородицы являлся центром всего дворцового ансамбля. Он был построен в 1158 году и представлял собою одноглавый четырехстолпный храм. Особенно изысканным было его убранство, которое поражало современников. Летописец XII века Кузьма Киянин оставил гакую запись: «Все приходившие дивились и не могли выразить своего восхищения ее великолепием… Внутри храм снизу доверху, по стенам и по колоннам, был окован золотом,.. Вся церковь была построена с необычайным искусством и украшена всем, приличествующим храму: купол ее князь вызолотил, церковные своды и аркатурный пояс тоже были позолочены и расцвечены каменьями».
Полы в соборе были выложены из листов красной меди, а на хорах — из разноцветных майоликовых плиток с изображением птиц и цветов. Интерьер украшали четыре величественных круглых колонны с аттическими базами и вызолоченными пышными лиственными капителями, а также великолепные фрески, выполненные первоклассными мастерами.
В убранстве фасадов широко была использована белокаменная резьба. Резными были перспективные порталы, которые обрамляли входы в собор. Резной аркатурно-ко- лончатый пояс охватывал храм со всех сторон (частично сохранился на северной стене под переходом)-. Резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены (три львиные маски сохранились на западном фасаде).
Современники справедливо сравнивали боголюбов- скую церковь с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
К сожалению, храм не сохранился в первоначальном виде. В 1722 году из-за значительных перестроек верх здания обрушился. В 1751 —1772 годах собор был вновь отстроен на старом основании с сохранением в нижней части древних белокаменных стен, но уже в духе барокко, о чем напоминают многие фасадные элементы.
Мастера стремились сохранить старый тип храма. Это четырехстолпный, крестовокупольный собор, прямоугольный в плане, завершенный восьмигранным световым барабаном с луковичной главой на круглой изящной шейке, оформленной красивыми волютами.
Центральное (междустолпное) пространство внутри храма перекрыто куполом, боковые нефы — коробовыми сводами. Хоры на западной стороне расположены нееколь- ко выше обычного, вследствие чего интерьер кажется еще более просторным.
В целом архитектурное решение храма отмечено предельной ясностью и простотой, что, несомненно, навеяно формами древнего белокаменного здания.
В древности собор являлся частью единого дворцового комплекса. С южной и северной стороны от него стояли угловые башни, соединенные с собором переходами. Южная башня (не сохранилась) выводила на боевую площадку южной крепостной стены замка. Сохранившаяся северная башня с переходом на хоры собора соединяла храм с княжеским дворцом (сегодня на его месте расположен келейный корпус). Таким образом, посредством целой системы переходов из дворца можно было попасть в собор и на крепостные стены.
Лестничная башня и переход (1158 год), примыкающие к собору с севера, являются ныне уникальным памятником гражданского зодчества XII века.
Переход представляет собою небольшое, прямоугольное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Оно расположено над проездной аркой, через которую с дворцовой площади попадали во внутренний двор. Из этого помещения на хоры собора ведет арочный проем двери.
С улицы на переход можно попасть только через лестничную башню. Это двухъярусная постройка, квадратная в плане. Первый ярус ее представляет узкую винтовую каменную лестницу, расположенную вокруг массивного центрального столба — опоры. Лестница делает вокруг него два с, половиной оборота и выводит в помещение второго яруса, имеющего вспарушенные своды. Отсюда одна Дверь (южная) ведет на переходы в собор, а другая (северная), ныне заложенная, вела в. древности на переходы, которые вели в жилые княжеские палаты.
Таким образом, лестничная башня связывала дворец с собором и служила своеобразными сенями. Это была довольно распространенная в Древней Руси традиция строительства жилых зданий. В центре дома обычно располагались сени, а по сторонам — чистая холодная изба и теплая жилая клеть. Интересно, что и в каменном дворцовом строительстве мастера придерживались этого обычая.
Освещались лестничная башня и переходы узкими щелевидными окнами в виде бойниц с расширением откосов внутрь. На втором этаже башни, с восточной стороны, находится необычное трехарочное окно с небольшими колонками, украшенными романскими базами и капителями.
Фасады лестничной башни и перехода декорированы аркатурно-колончатым поясом. Углы постройки оформлены лопатками с трехчетвертными колоннами, заканчивающимися резными лиственными капителями. В постройках дворца резьба создавалась еще под большим влиянием романского искусства Западной Европы, откуда Андрей Бо- голюбский приглашал мастеров.
Завершается лестничная башня шатровой колокольней, надстроенной из кирпича в XVII веке. Вход в башню находится с востока, со стороны внутреннего двора. В древности он был обрамлен резным порталом с полуциркульной аркой. Массивная дубовая дверь, открывавшаяся внутрь башни, вращалась на специальных опорах, вставленных в выдолбленные в полу и в притолоке лунки.
В интерьере сохраняются интересные росписи, выполненные в 1764 году монастырскими живописцами по мотивам древнерусской «Повести об убийстве Андрея Боголюбского».
Церковь Покрова на Нерли. В неразрывной связи с белокаменными постройками Боголюбова находится и церковь Покрова на Нерли — жемчужина мирового зодчества.
Она расположена в полутора километрах от Боголюбова, на берегу Нерли, близ впадения ее в Клязьму. Узкая петляющая тропинка ведет туда через живописную пойму, утопающую летом в буйном разнотравье. Весной к храму пути нет: все кругом до горизонта затопляется водой. Говорливые волны вплотную подкатываются к крохотному островку с одиноким храмом. Зимой .все окрестности тонут в белоснежном безмолвии. Кажется, что и сам храм растворяется в нем.
Церковь воздвигнута в 1165 году, «за одно лето», в честь победоносного завершения Андреем Боголюбским похода, в Волжскую Болгарию и в память погибшего там юного сына Изяслава.
По своему местоположению она служила своеобразными речными воротами в столицу Владимиро-Суздальской Руси. Здесь находилась пристань, куда приплывали посольские и купеческие корабли. В их честь в богато убранном храме устраивались торжественные службы. Блеск и богатство, которыми сопровождались приемы, должны были поразить гостей и удивить еще большим великолепием, кото- роё ожидало их в Боголюбове и в самом Владимире. Так князь старался показать могущество и силу своего государства и упрочить свой авторитет среди других русских и иностранных правителей. Тем самым архитектура выполняла политические задачи и была отражением княжеской идеологии.
За свою многовековую историю храм многое претерпел. До 1764 года здесь находился небольшой монастырь, после чего церковь была приписана к Боголюбскому монастырю, li 1794 году невежественные церковные власти предназначили храм к сломке. Только случай (подрядчик запросил слишком большую сумму за разборку) спас памятник мирового значения от неминуемой гибели.
Церковь представляет собою характерный для владими- ро-суздальского зодчества одноглавый княжеский собор крестово-купольного типа с небольшой трехчастной аспи- дой с востока.
В плане храм представляет собою почти квадрат. Фасады по вертикали членятся сложнопрофилированными пилястрами с декоративными колонками на три прясла, завершающиеся закомарами. Пилястры своими многочисленными обломами глубоко врезаются в толщу стен, почти уничтожая их статичную гладь. Появляющееся при этом активное взаимодействие света и тени как бы дематериализует камень, делает его более легким и невесомым. Мощное и стремительное движение пучков вертикалей устремляет собор ввысь. Энергичный взлет форм делает пропорции храма еще более изысканными и утонченными.
Восточные прясла южного и северного фасадов значительно сужены по сравнению с остальными. Но вместе с выступающими рядом апсидами они уравновешивают фасадную композицию, придавая ей свободу и непринужденность. Этот тонкий прием .зодчих еще более оживил стены, внес в гармонию форм неповторимое своеобразие и обаяние.
Архитектурный фриз делит фасады по горизонтали на две почти равные части. Над четвериком легко возносится стройный световой барабан, обрамленный ажурной аркадой. Завершалась ярусная композиция небольшой шлемовидной главой, которая придавала храму особую статность (существующая ныне луковичная глава появилась в 1803 году).
В результате археологического обследования храма, проведенного в 1954—1955 годах Н. Н. Ворониным, было обнаружено, что с трех сторон церковь окружала галерея, а у юго-западного угла находилась башня, откуда можно было через дверной проем в южной стене попасть на хоры собора. Следовательно, ярусность храма была еще более выразительной, а движение архитектурных форм вверх более устремленным.
Легкое резное убранство собора довольно Скромно, но вместе с тем выразительно и согласовано с архитектурой.
Закомары центральных прясел всех трех фасадов ..(кроме восточного) украшены рельефами с изображением библейского царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяющих земные и небесные стихии. Правой рукой Давид благословляет, а в левой держит псалтырь. Изображение. Давида здесь не случайно. Он был идеалом всесильного и умного правителя и считался покровителем владимирского княжеского дома.
В боковых закомарах расположены резные грифоны с ланью в когтях. Но они не раздирают жертву, а словно прислушиваются к голосу Давида. Скорее это символы защиты от зла.
Ниже, над окнами, установлены женские маски. Это символы женского божества, олицетворяющие собою культ богородицы, необычайно развитый во Владимирской земле. Таких масок на фасадах собора 21.
Еще ниже, возле окон центрального прясла, над порталами, представлены лежащие львы. Это бдительные стражи храма, не пропускающие в него злые и враждебные силы.
Под окнами проходит аркатурный пояс, колонки которого имеют пышные лиственные капители, а консоли представлены в виде объемных резных женских и звериных масок.
В создании скульптурного убранства собора участвовали, видимо, уже местные владимирские мастера, а не романские из Западной Европы, как в Боголюбове. Об этом свидетелъствуют стиль и манера исполнения рельефов, исходящие, из навыков народной резьбы по дереву.
В храм ведут три изящных резных перспективных портала. Войдем внутрь. Устремленные вверх членения интерьера и здесь подчеркивают стройность и легкость форм храма. Барабан и подкунольные арки с парусами покоятся на четырех крестчатых столбах, заканчивающихся резными парными львами с добродушными мордами. Всего в соборе 20 пар таких львов. Они очень оживляют интерьер, придают ему особый уют и тепло.
Столбы делят собор на три небольших продольных и поперечных нефа, перекрытых коробовыми сводами. При довольно значительной высоте этих нефов в сочетании с малыми размерами по ширине, интерьер становится еще более подтянутым. Хоры, как и в Успенском соборе Владимира, несколько понижены, что значительно освобождает верхнее пространство храма, наполненное светом и воздухом.
В отличие от Дмитриевского собора, отмеченного печатью мужественной красоты, храм Покрова на Нерли необычайно женственен и поэтичен. Пленительная тонкость пропорций, изящество форм,, глубокая одухотворенность и лиричность образа захватывают и очаровывают путника.
Возвращаясь в Боголюбово, невольно еще и еще раз оглядываешься, останавливаешься и смотришь на чудо, сотворенное человеческими руками.
Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.
Фотографии от Владимира д’Ар