В начале XIV веке занимается заря единодержавия в новом сердце земли Русской – в юной тогда Москве. Сюда к благочестивому князю Иоанну Даниловичу приходит из Владимира св. митрополит Петр с пророчеством о будущем величии Москвы, переносит сюда и кафедру Всероссийской митрополии, и соборный храм Успения, богатый своими сокровищами духовными, дарует новой преемнице стольного Владимира — Москве величайшее сокровище свое, чудотворную икону Богоматери.
Благодарные князья Московские в первое время, в начале XV в., еще заботились о благолепии древнего святилища земли Русской в городе Владимире и, благодаря этим заботам, соборный храм Успения получил чудотворную икону Божей Матери, писанную рукой святителя Московского Петра митрополита, — и стены его были украшены художественным писанием кисти знаменитых в истории древнерусского искусства художников Андрея Рублева и Даниила Иконникова.
Затем начинаются века уничтожения для стольного Владимира, обращенного в простой областной город, и временного упадка его главного собора. Лишившись в 1395 году главной святыни своей – чудотворной иконы Богоматери, а затем в 1411 году – и всей своей драгоценной утвари церковной во время нашествия татарских полчищ Талыча, соборный храм Успения, не поддерживаемый обедневшими жителями города Владимира, начал быстро приходить к разрушению: кровля его истлела, в стенах показалась огромные трещины, стелка в окнах были выбиты, и в самом храме птицы вили гнезда…
Источник: Георгиевский В., 1896 г. — Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности.