Историческое значение Успенского собора во Владимире

В богато-убранных раках собора покоится «пребогатое сокровище» его: открытые мощи св. Угодников Владимирских, св. Князей Георгия, Андрея Боголюбского и сына его Глеба, находящиеся под сенью сего храма, прославлены от Бога таким чудным нетлением, что возбуждают священный трепет в сердце каждого верующего, припадающего к ним.

Как исторический памятник, как безмолвный свидетель славного минувшего древней Руси, Владимирский Успенский собор имеет такое же значение для каждого истинно Русского человека, как св. София Киевская и Новгородская, как непосредственный преемник славы его – соборный храм Успения в Москве.

В древних стенах его сосредоточилась вся минувшая слава древнестольного Владимира. В нем целые поколения Великих князей, начиная с Андрея Боголюбского, первого державного властителя северной Руси великокняжеской, до Иоанна III, восходили торжественно на великокняжеский престол. Здесь, в этом храме, торжественно восшел на «отний стол» великокняжеский и св. Благоверный Великий Князь Александр Невский, солнце земли Русской, ярко сиявшее среди мрачных туч ига монгольского, облегавших со всех сторон родную землю, и соборный храм Успения был свидетелем восторга народа Русского, с каким он приветствовал торжественное вшествие в столицу великокняжескую юного князя Александра, уже прославленного геройскими подвигами. Этот же храм был свидетелем и неутешной горести и воплей ужаса граждан Владимирских, когда святитель Кирилл во время богослужения в соборе объявил печальное известие всем присутствовавшим о кончине святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Здесь, в этих стенах соборного храма возносили свои молитвы в дни скорбей и радостей целые поколения князей земли Русской и граждан Владимирских. Этот дом Господен возлюбил юный князь Глеб, достойный сын Боголюбского, и, презрев великокняжеские палаты, проводил все свое время здесь, в соборном храме в подвигах благочестия, оставшись в нем навсегда и после своей ранней смерти. Св. Глеб, младший сын Андрея Боголюбского, помер, по сказанию жития, 20 лет от роду.

В соборном храме Успения, во время пребывания здесь митрополитов Всероссийских, священные лица были поставляемы на высшие степени иерархического служения. Целый соим святителей, составляющих славу и украшение древнерусской церкви, здесь приносил великую и бескровную жертву. Эти древние своды храма были оглашаемы мудрым учением этих пастырей, из коих некоторые отличались даром красноречия, в особенности же блаж. Симон и Еп. Владимирский Серанион, который, по сказанию всех летописцев был «муж учительный и сильный в Божественных писаниях». Здесь же посеяли и великие светила церкви Русской – святители Петр и Алексий, митрополиты Московские. Св. Петр, переселяясь из Владимира в Москву, продолжал любить Владимирский соборный храм Успения и сильно желал воздвигнуть таковой же храм Богоматери в Москве. Владимирский Успенский собор хранит доселе, как залог его любви к сему храму, чудотворную Владимирскую икону Богоматери, писанную его рукой. Святитель Алексий в сане епископа Владимирского некоторое время жил во Владимире и совершал священнослужение в соборном храме Успения.

Как усыпальница целых поколений князей, княгинь и святителей земли Русской, Владимирский Успенский собор предваряет славой своей Архангельский собор в Москве и Петропавловский в Петербурге, хранящее останки державных властителей великого княжества Московского, разросшегося в обширное государство, а затем в могущественную империю. В тесном ряде славных гробниц соборного храма заключается как бы живая замогильная летопись древней Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>