Вокзальная площадь во Владимире

Говорят, что город начинается с вокзала. И это действительно так. Ведь приезжающих в город встречает прежде всего вокзал и Вокзальная площадь. По их внешнему виду у гостей складывается первое впечатление о городе. В крупных городах вокзалы и вокзальные площади являются как бы визитной карточкой. Вот почему их архитектурно-художественному облику всегда придавалось особое значение.

Первый железнодорожный вокзал во Владимире был сооружен с большим мастерством и архитектурной изысканностью. Его начали строить в воскресенье, 29 мая 1860 г. Связано это было с тем, что намечалось окрыть через Владимир железнодорожное движение. Первый поезд пришел в наш город из Москвы. Это знаменательное событие произошло 19 марта 1861 г. Тогда участок железной дороги Москва — Владимир еще не был официально окрыт. И все же по нему решили пустить экстренный поезд для доставки в наши края долгожданного Положения о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости («Владимирские губернские ведомости», часть неофиц. 1861, 1 июля.). В поезд погрузили несколько сотен тюков с напечатанным Положением. В губернию попало 5 тысяч экземпляров. Их раздавали во всех населенных пунктах по пути следования поезда. Таким образом с его первым рейсом пришла радостная весть об отмене крепостного права.

Официальное же открытие участка железной дороги Москва— Владимир произошло 14 июня 1861 г. Тогда между городами стали курсировать два поезда. Один отправлялся из Москвы в двенадцать часов, другой из Владимира — в четырнадцать часов («Владимирские губернские ведомости», часть неофиц. 1861, 1 июля.).

2 августа 1862 г. был открыт для движения участок железной дороги от Владимира до Нижнего Новгорода (г. Горький) (Обзор местных событий за истекший XIX век. Владимир, 1902, с. 8.).

С постройкой дороги и началом работы станции во Владимире появился отряд представителей рабочего класса — местные железнодорожники. Ведь крупных промышленных предприятий в городе тогда не имелось.

Железнодорожники принимали участие во всех революционных событиях, которые происходили во Владимире начиная с организации первых марксистских кружков в 90-х годах прошлого столетия.

12 сентября 1918 г. на станции Владимир была организована партийная ячейка, объединившая 47 коммунистов. Тогда в первую очередь нужно было вовремя отремонтировать паровозы, вагоны, железнодорожные пути и обеспечить беспрепятственное движение воинских эшелонов на фронты гражданской войны.

В годы Великой Отечественной войны станция также жила очень напряженно. Люди работали часто круглые сутки без сна и отдыха, чтобы поезда с грузами из Сибири, Урала, Средней Азии следовали на фронт без остановок.

В послевоенный период коллектив работников станции проделал большую работу, чтобы увеличить ее пропускную способность.

Составитель поездов Владимир Николаевич Платов сумел обеспечить формирование тяжеловесных поездов. Его опыт был обобщен и широко использован по всей стране. В августе 1959 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Много сил вложили владимирские железнодорожники в электрификацию дороги, которая была завершена в конце 1961 г., а в январе следующего года со станции Горький-Сортировочная в наш город пришел первый электровоз Н-60 № 316. Прибытие его стало праздником для владимирских железнодорожников. Переход на электрическую тягу, оборудование стрелок электроцентрализацией позволили значительно увеличить производительность труда, улучшить условия работы.

Спустя десять лет, а именно 30 мая 1971 г., со станции Владимир в Москву была отправлена первая электричка (Призыв, 1971, 2 июня.).

Сейчас через Владимир проходят ежедневно десятки грузовых и пассажирских поездов. В настоящее время на станции используются автоматизация и механизация производственных процессов, радиосвязь, электронно-вычислительная техника, промышленное телевидение. Все это помогает владимирским железнодорожникам успешно справляться с плановыми заданиями, обеспечивать своевременную приемку и отправку народнохозяйственных грузов и пассажирских поездов.

Вот мы приехали во Владимир. Пассажиров встречает теперь большой, красивый, удобный и приветливый железнодорожный вокзал. Он был построен взамен старому в 1975 г. Его проект разработали в институте «Мосгипро-транс» архитекторы М. А. Годлиб, В. Я. Евстигнеев, Е. Н. Кмитович, Ю. Я. Малюшкин.

Фасады вокзала отделаны белым камнем — известняком, что придает ему торжественный и нарядный вид. На одном из фасадов, обращенном к Вокзальной площади, имеется мемориальная доска: «Здесь 25 августа 1893 года останавливался Владимир Ильич Ленин, приезжавший в город Владимир для встречи с революционером-маркси-стом Н. Е. Федосеевым».

Здание вокзала очень светлое, просторное и удобное для пассажиров. В нем расположены кассы дальнего следования и пригородные, почта, телеграф, телефон, справочное бюро, залы ожидания, ресторан, буфет, аптека, киоск для газет и журналов, камеры хранения, эскалатор, служебно-технические помещения.

Как на любом большом вокзале, деловая жизнь идет здесь круглые сутки.

Побывав внутри вокзала, выйдем на Вокзальную площадь. Она всегда оживленная. Люди спешат с поезда или на поезд. Здесь останавливаются городские троллейбусы, автобусы, такси.

С площади открывается удивительно живописная панорама старого Владимира. Перед собой гость видит древний городской вал. Слева венчают холм памятники архитектуры мировой известности — соборы XII века Успенский и Дмитриевский. Выступающий мыс земляного вала обрамляет ожерелье крепостных стен бывшего Рождественского монастыря, а левее флангирует красивая Богородицкая церковь. И ко всем этим архитектурным памятникам можно дойти от вокзала пешком за несколько минут. Не так много осталось в России крупных городов, где бы от железнодорожного вокзала до старинного городского центра можно было дойти пешком за считанные минуты.

Вокзальную площадь во Владимире ждут большие перемены к лучшему. Здесь построят новый современный автовокзал, проведут работы по благоустройству, и станет Вокзальная площадь намного просторнее и красивее.

 

Источник:
Книга Улицы Владимира
Авторы: Юрий Дмитриев, Нина Дятлова, Роза Савинова
Издательство: Верхне-Волжское книжное издательство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>