Мы ехали на Тракторную улицу, чтобы познакомиться с ней, а потом о ней написать. В автобусе было тесно и душно, но мы не замечали этого. Наше внимание поглотил разговор пожилых людей. «Вон там был наш дом», — с грустью произнесла женщина. Мы посмотрели в окно. Действительно, совсем недавно на Варваринском спуске у Лыбеди стояло двухэтажное здание, теперь — груда камней и небольшой струйкой теплящийся дымок. «А теперь живу на Тракторной, — продолжала все та же женщина. —
Помнишь, как мы бегали отсюда по заснеженному, продуваемому всеми ветрами пустырю на строительство тракторного завода? Пока доберешься, вся обморозишься. А весной и осенью еще хуже. Ни пройти, ни проехать. Спасибо Сереже Сарапину с его ребятами, построил пешеходную тропинку до завода». А потом мы узнали, что частица той спасательной тропинки сохранилась и поныне. Она пересекает парк заводского Дома культуры с угла до угла наискосок — и до сих пор называется Сарапинской.
До нашего слуха долетел голос водителя, объявивший остановку. Жаль было расставаться с такими интересными попутчиками.
Вот она перед нами, Тракторная улица.
Названа именем завода, который привольно располагается на ее правой стороне. А что обозначает слово «трактор», когда оно появилось? Слово «трактор» латинского происхождения, обозначает «тягач». Появилось в конце
XIX в., когда в 1890 г. в Северной Америке был создан первый трактор. Первые машины мало походили на современные. Они работали при помощи паровых двигателей, лишь с 1907 г. стал применяться двигатель внутреннего сгорания.
В. И. Ленин придавал огромное значение этой машине. В первые годы Советской власти тракторы ввозились из-за границы. Для необъятных полей России необходимо было много таких машин, и Владимир Ильич одобрил предложение советского изобретателя Я. В. Мамина о строительстве тракторных заводов.
В 1924 г. завод «Красный путиловец» приступил к выпуску тракторов мощностью 19 л. с. под маркой «ФП» (Фордзон-Путиловец). В том году из его стен вышли на поля два отечественных трактора. В тридцатые годы в стране вступают в строй Сталинградский, Харьковский, Челябинский заводы.
Не успели заводы снабдить все поля этими незаменимыми помощниками хлеборобов, как грянула Великая Отечественная война.
Эвакуированные на восток тракторные заводы стали выпускать боевые машины, а поля снова остались в ожидании «стальных коней». Но как только в войне наступил перелом, ЦК ВКП(б) и Совнарком приняли решение о строительстве тракторных заводов, один из которых должен был возводиться во Владимире.
Весна 1943 г. явилась началом строительства тракторного завода в нашем городе. Место для него отвели за старой Юрьевской заставой. Более удобную площадку трудно было подобрать. Вскоре на северной окраине древнего города ожили вековые пустыри.
Стройка была объявлена сверхударной. Хоть и славились владимирцы исстари искусными зодчими, но построить могучие корпуса завода-гиганта им одним оказалось не под силу. И потянулись сюда со всех концов страны умельцы своего дела. Бросил клич и комсомол. Свыше 500 юношей и девушек откликнулись на его призыв. Закипела работа. Со строительством тракторного разрастался вокруг него и новый жилой район. Поселок этот назвали Молодежным, в честь молодых, задорных и веселых строителей. Первые возведенные корпуса завода положили начало будущей Тракторной улицы.
С ростом завода росла и Тракторная улица. Она застраивалась благоустроенными двух- и трехэтажными кирпичными зданиями, в которых жили тракторостроители. Современная улица довольно шумная.
Завод, строительство которого развернулось в тяжелые годы Великой Отечественной войны, продолжает набирать силу, мощь. С 1975 г. он становится головным предприятием производственного объединения «Владимирский тракторный завод». В его состав входят еще Колокшанский и Нико-логорский агрегатные заводы, Владимирский завод инструментальной и технологической оснастки.
Тракторы с маркой «ВТЗ» бороздят необъятные хлебные нивы нашей страны. Они пользуются заслуженным спросом. Трактор Т-25А в 1977 г. был признан лучшей машиной в отрасли.
Владимирские тракторы идут и на экспорт. За большой вклад в развитие торговли и международное сотрудничество объединению вручена международная премия «Золотой Меркурий».
А начиналось производство тракторов с марки «Универсал». В марте 1944 г. из освобожденного Ленинграда прибыл эшелон ценнейшего груза. Кировский завод прислал Владимиру детали трактора «Универсал». Эта марка трактора, прежде выпускаемая Кировским заводом, получила владимирскую прописку. Первые «Универсалы», собранные в июле 1944 г. под открытым небом, так как цеха не все еще были готовы, были «гибридами». Они представляли собой причудливую смесь узлов тракторных и автомобильных.
Днем рождения завода принято считать 24 апреля 1945 г., когда закончилось строительство первой очереди. С главного конвейера в этот день сошел 500-й трактор.
Более 11 лет на ВТЗ длилась эра знаменитых владимирских «Универсалов». 19 ноября 1955 г. последний трактор этой марки покинул цеха завода. Тракторостроители приступили к производству принципиально новой марки ДТ-24 на пневматическом ходу и с дизельным двигателем. Вместо колес со стальными ободами и «шпорами» — поч-возацепами — стали применяться колеса с пневматическими шинами. До этого дня не было возможности обуть все колесные тракторы в резиновую обувь.
Следующая марка трактора, ДТ-28, экспонировалась на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. и была удостоена первой премии и Большой золотой медали.
За достигнутые успехи в области тракторостроения Владимирский завод награжден орденами Красного Знамени и Октябрьской Революции.
Ежедневно тысячи рабочих спешат по Тракторной улице к проходной своего завода. Эта улица находится в Октябрьском районе. Свое имя она получила по решению горисполкома от 20 ноября 1946 г. Бывший проезд № 1 первого Тракторозаводского района был назван улицей Тракторной.
Источник:
Книга Улицы Владимира
Авторы: Юрий Дмитриев, Нина Дятлова, Роза Савинова
Издательство: Верхне-Волжское книжное издательство